1 сентября в «Сириусе» стартовало образовательное направление «Литературное творчество». Работа программы началась с курса творческих мастерских.
На занятиях мастерской «…Научиться быть интересным» под руководством доцента кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, дипломированного психолога Галины Владимировны Даниловой юные литераторы узнали о том, что такое интерес к творческой личности и как научиться его формировать.
- Галина Владимировна, расскажите, почему для вашей мастерской было выбрано такое название?
- Писательство, как и любая творческая работа, процесс индивидуальный, вдохновенный, он не может существовать без интереса, как к личности автора, так и к окружающему его миру. Еще на этапе подготовки программы по литературному творчеству авторский коллектив понимал, что должен быть подготовительный этап, некая вводная конструкция. Если мы заинтересованы в результате, то требовать от ребенка: «вчера ты послушал лекцию, теперь садись и пиши сочинение» неправильно. Задачи творческих мастерских прежде всего в том, чтобы показать ребятам, какие разные механизмы порой запускают творчество. Мы, как авторы программы, сознательно разделили формы работы и добавили очерёдность: лекции, практические занятия, индивидуальная работа. Мастерские, которым отводится роль своеобразного творческого импульса, не случайно стоят в программе под номером один.
- Расскажите о том, как проходили занятия. Все авторские мастерские – это пять занятий и приблизительно равное количество участников. Плюсы и минусы такой формы работы?
- Я довольна результатами нашей совместной работы. Главная задача мастерской «…Научиться быть интересным» - публичная самопрезентация. Откровенно говоря, я не рассчитывала, что ребят получится так быстро вывести на уровень публичности. Участники, будто были готовы заранее, выходили по моей просьбе, декламировали, пусть не всегда смело, но заявляли о себе перед аудиторией.
Жаль, но искусство самопрезентации не входит в программу общеобразовательных школ. Вместе с тем ребёнку бывает крайне сложно преодолеть себя, заявить о себе - не говоря уже о презентации собственных сочинений. Хотя даже самый небольшой успех, на уровне 5-6 класса, может дать сильнейший импульс в развитии ребенка. Но очень важно, чтобы этот успех был отмечен.
- Галина Владимировна, сегодня на занятии ребята в группах ставили и играли этюды на стихи Корнея Чуковского. Какие еще задания выполняли ребята?
- Формы работы на занятиях были разные. Например, наше первое занятие-знакомство мы традиционно начали с визитной карточки. Весь подвох был в том, что ребята презентовали себя в неких затруднительных условиях, допустим, когда зрители в зале специально шумели, гремели или шуршали – искусственно создавали обстоятельства, которые герою приходились преодолевать. Или вот со стихами Корнея Ивановича Чуковского: постановка этюда в группах. Чуковский выбран потому что его стихи очень богаты интонационно. Ребятам нельзя было наигрывать, только интонация и текст. Задание усложнялось тем, что в тайне от зрителей, объясняясь стихами «у кого зазвонил телефон», участники развивали конфликт между теми, кто поддерживает компьютерные игры и их противниками. Такие упражнения с «двойным дном» часто используют в театральных вузах.
- Вы привыкли работать со студенческой аудиторией, расскажите о специфике работы со школьниками?
- Кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Филологического факультета СПбГУ уникальна тем, что каждый преподаватель, помимо научной, педагогической и методической работы в вузе, занимается школьным образованием. Это экспертная работа на городских площадках, это научное руководство школами – партнёрами Университета (СПбГУ) и это работа учителя или методиста. Современный ученый, исследуя свой предмет, а наш предмет изучения – школьное образование, должен хорошо его знать. Поэтому связь со школой мы не теряем. У современных школьников в отношении дополнительного образования, на мой взгляд, сейчас больше возможностей, чем у студентов. Я думаю, что если бы студенты филфака или будущие педагоги имели возможность проходить курсы, подобные тем, что работают в Образовательном центре «Сириус» для школьников, было бы замечательно. Но пока в России, кроме летних выездных проектных школ и школ лидеров, нет других профильных программ, которые бы давали возможности для создания авторских практик.