В Образовательном центре «Сириус» продолжается программа по литературной критике. Одним из ее приглашенных экспертов стала автор романа «Там темно», финалистка национальной литературной премии «Большая книга», PR издательских импринтов книжной сети «Лабиринт» Мария Лебедева.
Как начинающему автору написать и издать книгу? Куда и кому отправлять рукописи? Что делать, чтобы издатели и читатели заметили тебя? Три практических совета от Марии Лебедевой.
Литературные конкурсы
В поиске потенциальных авторов издательства активно просматривают лонг- и шорт-листы. Хорошие тексты расхватывают быстро. Можно участвовать в литературных конкурсах, в том числе от самих издательств. Также существуют литературные питчинги, где можно презентовать текст, получить экспертную оценку и в итоге найти издателя. Но для этого надо обладать хорошими навыками самопрезентации и уметь писать грамотный синопсис. Ознакомиться сразу со всей рукописью редактор не сможет, он посмотрит отрывок и из вашего краткого описания узнает, что там было дальше.
Договориться о презентации
Любой издатель заинтересован найти классную книгу. Если представитель издательства где-то выступает, попробуйте заранее договориться посмотреть вашу рукопись или хотя бы дать вам возможность коротко представить ее. Рукопись, присланная на почту, скорее всего, утонет в потоке писем. В процессе личного разговора выше шанс обратить на себя внимание. Главное – быть уместным и ненавязчивым, не предлагать книгу, если она по тематике или стилю не вписывается в серию.
Встречи сообщества
Хороший вариант – участие в литературных семинарах. Их часто проводит, к примеру, Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР). Можно посмотреть, когда и по каким критериям будет следующий набор. Можно заявиться на участие в литературной резиденции. Издательства работают с такими форматами, отслеживают интересных авторов. Рекомендую обратить внимание на писательскую резиденцию в Переделкино.
– Существуют ли какие-то издательские тренды? О чем вообще писать?
– Тренды есть, их можно проанализировать, иногда предугадать. Но писать, ориентируясь исключительно на тренды, значит несколько себя обеднять. Во-первых, если издательству нужно что-то конкретное, оно заявит об этом через конкурс. Допустим: «ищем фантастические истории, где действие разворачивается на безлюдной планете». Во-вторых, тренды быстро меняются. А еще бывает, что выходит книга, не соответствующая трендам, даже странная, и получает премии и читательскую любовь.
– Сейчас очень активны соцсети, интернет, много информационного шума. Приходится ли писателю адаптироваться к ситуации, рекламировать себя и вовлекать читателя, чтобы заинтересовать его книгами?
– Многие писатели ушли в Telegram: ведут там каналы, развивают личный бренд. Кто-то постит фрагменты текстов, знакомящих с его стилем. Другие больше пишут о себе, публикуют фото. Сейчас все привыкли, что о человеке всегда можно что-то узнать, могут удивляться, если слышат: «Нет, на меня нигде нельзя подписаться». Еще для многих читателей важно, чтобы личные ценности писателя соответствовали тому, что он заявляет в книгах. Знаю ситуации, когда в текстах автор декларировал одно, а в жизни вел себя по-другому. Некоторых подписчиков это возмутило, потому что они чувствовали себя обманутыми.
Некоторые писатели искренне любят заниматься собственным PR, им хватает энергии на это. Но если самопродвижение автора психологически истощает, лучше переложить эту работу на пиарщика издательства или литагента. Когда у писателя контракт с издательством, пиарщик издательства становится немножечко и его личным пиарщиком. Тогда автор вообще имеет право отказываться от некомфортных форматов взаимодействия с аудиторией. Например, не соглашаться на видеоинтервью. Или вообще не разговаривать со СМИ, общаясь исключительно письменно.
То, что любой писатель обязательно должен быть еще и хорошим пиарщиком, – не всегда правда. Есть писатели, которые вообще не контактируют с обществом, но при этом хорошо продаются.
– Кстати, какие книги покупают сегодня лучше всего?
– Всегда хорошо продаются жанр, медийные авторы и писатели, сделавшие себе классный имидж. Например, у Екатерины Манойло, одной из самых ярких молодых писательниц последних лет, четко проработан визуальный стиль. Она выверяет свои образы, даже выпустила гайд, как делать качественные фотографии для блога, интервью, продвижения книги. В этом продуманном и ярком образе тоже кроется часть успеха ее продаж. Но лишь часть, секрет, думаю, не в медийности Кати, а в том, что ее книга искренне полюбилась людям.
– Читают ли сейчас дети и подростки?
– Мне кажется, чуть ли не с момента сотворения мира любое поколение уверено: каждое, следующее за ним, отвыкло читать. Так говорят всегда. Но ведь есть как дети и подростки, которые читают, так и огромное количество равнодушных к чтению взрослых. На самом деле роль чтения слегка преувеличена, его будто специально делают чем-то элитарным. Знаете, можно посмотреть умный, сложно устроенный с точки зрения проблематики и визуала сериал, а можно прочесть глупую книгу, годную только для развлечения. Чтение – это же не только развитие или обучение, а еще и досуг, который можно выбирать, а можно и нет.
– Тем более прекрасно начитано множество аудиокниг, которые не уступают книгам бумажным. Просто другой способ получения информации.
– Считаю, это все равно чтение – главное, чтобы манера чтеца отвечала запросам читателя.
– Обязательно ли получать литературное или филологическое образование, чтобы стать писателем?
– Дискуссионный вопрос. Я считаю, нет. Но эта тема всегда затрагивается, когда речь заходит о школах креативного мастерства. Есть даже мнение у отдельных критиков, что у части выпускников этих школ из-за схожей модели обучения и примерно одного канона, на который ориентируются преподаватели, получаются схожие тексты.
– А как там учат?
– Есть обучение в Литературном институте имени Горького в Москве, есть магистратура по литмастерству в ВШЭ, где обучаются два года, есть разнообразные курсы – там можно пройти краткое обучение. Наставниками этих школ часто выступают известные писатели. Можно и поучиться самому, почитав учебники по писательскому мастерству. Их очень много разных, от Стивена Кинга до автора фэнтези Кати Звонцовой – она тоже выпустила советы по работе с текстом.
Плюс частных курсов в том, что можно выбрать преподавателя. Допустим, занятия ведет твой любимый писатель. Если ты убежден, что он научит тебя писать лучше, чем кто-либо другой, пожалуйста, учись. В школах креативного мастерства выполняют творческие задания, направленные на то, чтобы сделать письмо практически автоматической привычкой. К примеру, в магистратуре по писательскому мастерству на протяжении двух лет каждое занятие начинали с пятиминутных этюдов на заданную тему.
Думаю, учиться писательству можно, если хочется. Но никто не запрещает начинать писать и без специализированного образования. Потребности и способы создания у всех разные. Один просто описывает картинку, которую видит в голове, а второй хочет научиться выстраивать текст так, чтобы он вел читателя за собой. Получиться хорошая книга может и в том, и в другом случае. Вопрос ведь не в том, что все должны стать дипломированными писателями, а в ценности отдельного голоса. Может, человек даже не хочет издаваться, а хочет написать книгу, только чтобы сохранить какую-то ценную для него историю. Опять же, ну кто такой писатель? Я считаю, тот, кто себя так назвал.
– Что бы вы посоветовали молодым людям, мечтающим стать писателями?
– Начинать писать. Можно создать у себя в голове идеальную книгу, но пока вы не начнете писать, о ней никто не узнает, включая вас самих.
Не бойтесь критики: найти недостатки можно даже в лучших текстах. Я третий раз в «Сириусе» и однажды мы с детьми провели эксперимент: взяли известные тексты, с которыми уж точно все должно быть хорошо. К примеру, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. А потом зашли на книжный сервис LiveLib и нашли множество отзывов людей, оценивших известнейшие книги на единичку. Любая прекрасная книга может кому-то не понравиться, это ничего не значит. Просто читатель и текст не совпали.
Еще советую не обращать внимания на тех, кто пытается вас убедить, что ничего не получится, не заниматься самобичеванием и не думать: «Кто я по сравнению с великими?». Во-первых, самокритика порой бывает излишней. Во-вторых, не каждый текст должен быть шедевром. Я уверена: любой текст найдет своего читателя, ведь каждого из нас цепляет что-то свое. Только представьте – вы можете выразить в своем тексте чьи-то мысли, переживания, ощущения. И человек, читая, почувствует созвучие с вами. Это же магия! Наверное, ради этого и стоит что-то писать.