Задания Всероссийской олимпиады школьников по информатике с каждым годом становятся сложнее и интереснее. Над их созданием работают десятки специалистов со всей страны, а тестируют задачи на победителях прошлых олимпиад. Откуда берутся идеи и кто составляет финальные испытания, рассказал председатель жюри Всероссийской командной олимпиады школьников Андрей Станкевич.
В школьном этапе ВсОШ по информатике 2021–2022 года приняли участие более 350 тысяч детей со всей страны. Для них были подготовлены несколько комплектов заданий. Их составители подчеркивают: это не задачи из учебника, олимпиадные испытания больше направлены на логику, мышление, поиск новых решений.
«Самое сложное – придумать идею для нового задания. Она может прийти внезапно, в ходе работы. Например, я читаю лекцию и вдруг понимаю, что если сделать шаг от какого-то алгоритма в сторону, то получится что-то интересное, новое, что можно было бы сделать задачей олимпиады. Или во время решения приходит понимание, что вот это действие можно сделать более хитрым способом. Это абсолютно творческий процесс для каждого члена команды. Задача должна быть и красивая, и логичная, и интересная, и соответствовать уровню олимпиады», – рассказывает Андрей Станкевич.
В разработке заданий приняли участие 130 экспертов – это ведущие педагоги России, которые годами ведут преподавательскую деятельность, проводят олимпиады, выступают членами жюри на олимпиадах. После того, как эксперты собирают воедино все идеи и предложения, начинается обсуждение. Во время мозгового штурма многие задания совершенствуются или переделываются полностью. В процессе также идет распределение сложности. Опыт каждого разработчика позволяет определить, для какого этапа олимпиады подходит каждое задание.
На создание одной задачи – от идеи до воплощения – может уходить от одного часа до нескольких месяцев. Бывает такое, рассказывает Андрей Сергеевич, что задания вынашивались в течение года, но шли в резерв, где ждали своего часа. К этой олимпиаде по информатике эксперты начали готовиться за несколько месяцев.
«Мы понимаем, какие идеи подойдут для определенного этапа олимпиады. Также мы много общаемся со школьниками, проводим смену в «Сириусе» перед ВсОШ. Поэтому знаем, какие идеи сейчас популярны у ребят. После того, как задача готова, ее нужно опробовать. Нам помогают победители и призеры прошлых олимпиад, они могут протестировать задания и указать нам на то, что нужно доработать. Например, какие моменты участникам могут быть непонятны, где нужно усложнить или упростить задание. Конечно, договариваемся, что задачи остаются в секрете», – пояснил Станкевич.
С каждым годом задания становятся сложнее. Сейчас на этапах олимпиады встречаются такие задачи, решения которых еще не существовало несколько лет назад. Уровень сложности, например, муниципального этапа схож с заданиями на собеседованиях крупнейших российских компаний – VK, «Тинькофф», «Яндекс». Задачи заключительного этапа могут решить только самые сильные школьники.
«Задания трансформируются под современные запросы, здесь появляется работа с большими данными, их обработкой и анализом, интерактивные задачи. Нужно понимать, что и отношение к олимпиадам поменялось. Первый всплеск популярности пришелся на момент, когда вузы стали принимать финалистов без вступительных испытаний. Второй – когда произошел резкий рост сферы информационных технологий. Появились крупные компании, которые нуждались в достойных кадрах, и найти их на олимпиадах было намного проще. Компании стали поддерживать это движение, появились партнеры, и случился такой симбиоз. Для детей это сейчас возможность не только в полной мере раскрыть свой талант, но и определить свой дальнейший путь в науке и бизнесе», – отметил председатель жюри.
Финал Всероссийской олимпиады школьников по информатике впервые принимает федеральная территория «Сириус», где активно развивается наука, спорт и искусство. Отдельное внимание в «Сириусе» уделяют развитию талантов детей и их самореализации. На заключительный этап приехали 347 финалистов, а также представители ведущих российских компаний и известных отечественных вузов. Финальные испытания проходят с 24 по 30 марта. Победителей определят 29 марта.