Вот уже почти год — с января 2024 года — в программе Образовательного центра «Сириус» по фигурному катанию появилась новая дисциплина — сольфеджио. Проект родился по инициативе члена Экспертного совета «Сириуса» легендарного тренера Елены Чайковской.
Преподаватель дисциплины — педагог музыкально-теоретических дисциплин Средней специальной музыкальной школы «Сириус» Анна Брович считает, что сольфеджио помогает фигуристам улучшить качество проката и побеждать: «Когда я начала искать материалы о важности чувства ритма в спорте, была удивлена, что ритм играет большую роль не только в видах спорта, связанных с музыкой, но и, например, в боксе, баскетболе, гребле. Фигуристам чувство ритма помогает слышать музыку, синхронизировать с ней элементы программы, исполнять номер более артистично и получать более высокие баллы на выступлениях».
Занятия сольфеджио с участниками программы Образовательного центра «Сириус» начинают с азов: метра, ритма. «Метр — чередование сильных и слабых долей, пульсация музыки. Мы определяем, где сильная доля, звучащая громче остальных, учимся считать такты. Такт — базовая единица измерения музыки, равный временной промежуток от одной сильной доли до следующей. Когда яркие моменты музыки, в том числе сильные доли совпадают с эффектными движениями спортсмена, это выглядит гармонично, музыка и движение превращаются в целостный спектакль», — поясняет Анна корреспонденту Медиадома «Сириус».
Практика сочетания тренировки и сольфеджио строится на том, что фигуристы вместе с педагогом распознают ритмический рисунок и синхронизируются с музыкой через тело. Одно из простейших базовых упражнений — демонстрация пульсации через ходьбу и наложение ритмических рисунков через хлопки.
К примеру, танго в фигурном катании всегда идет на четыре счета. Спортсмены и педагог определяют его пульсацию, выписывают на доску ритмическую формулу танго, после чего фигуристы начинают ходить под музыку, накладывая на шаги ритмическую формулу танго: хлопают на «раз, два, три» три четвертные и на «четыре» — две восьмые.
Анна говорит, что педагогу важно следить за фокусом внимания спортсмена: «Зачастую они начинают автоматизировать движения и расходиться с музыкой. Упражнение учит не только держать внимание, но и формирует нервную координацию, тренирует мышечную и двигательную память, развивает реакцию. После него выступление становится более техничным, четким, за ним хочется следить до конца».
Работа преподавателя сольфеджио с фигуристами напоминает научно- аналитические эксперименты: «Еще на занятиях мы анализируем именно те композиции, под которые спортсмены выступают на льду. Разбираем и отрабатываем пульсацию, чтобы чувство метра было внедрено на клеточном уровне. Обязательно на примере одного трека рассматриваем структуру музыкальной темы, основные мотивы, фразы. Изучаем, как выстроена его драматургия, как элементы музыкального языка работают на создание образа», — объясняет Анна.
Музыкальная композиция визуализируется на бумаге: отмечаются такты, группируются в предложения. Анализируется, где заканчивается основная мелодическая мысль и начинается новая. Визуализация позволяет соотнести композицию с рисунком выступления и четче синхронизировать ее ключевые моменты с движениями. По мнению тренеров и музыкальных педагогов, спортсменам полезно изучать строение композиции. Знание основ сольфеджио помогает им понять, как устроена музыка, чтобы не обрезать композицию на середине фразы или не вступать в середине фрагмента.
Это нововведение Сириуса поддерживает один из самых успешных композиторов в мире фигурного катания Александр Гольдштейн: «Нужно обязательно дать фигуристам основы теории музыки. Благодаря этому чувство музыки у спортсменов будет куда более точным. Когда элементы спорта и искусства правильно сбалансированы, тогда это интересно всем».