Даже самые известные ученые и преподаватели в школьные годы задавались вопросами: кем стать, куда пойти учиться? О том, какие критерии повлияли на его выбор профессионального пути, рассказал автор Сириус.Курсов по биологии, научный руководитель биокласса Ассоциации победителей олимпиад (АПО), сотрудник лаборатории эволюционной геномики Сколковского института науки и технологий Дмитрий Федоров.
— Когда вам начала нравиться биология?
– В пятом классе после уроков я стал посещать дополнительный кружок по биологии. Занятия носили развлекательный характер: показывали, например, как выглядит лист элодеи, эритроциты лягушки под микроскопом. На уроке географии я слушал про мыс Челюскина и понимал – он далеко. А здесь предмет обсуждения был перед глазами. Я полюбил биологию за доступность и наглядность.
Помню, однажды сломал руку, школу пришлось пропустить. Выйдя от врача, я заплакал, потому что не попал на занятия биологического кружка, а там рассказывали что-то интересное про комаров.
Я развивал интерес к биологии. Даже прочел «Справочник для поступающего в вузы», подготовленный издательским домом Московского государственного университета, – ничего не понял, зато нахватался умных слов. Стал ходить на субботние лекции в МГУ, увлекся темой беспозвоночных (моллюски, насекомые, черви).
– Как определились, в какой вуз поступать?
– Знал, что хочу поступить только в МГУ. Был равнодушен и к анатомии, и к лабораторным дисциплинам вроде биохимии, молекулярной биологии. Оставался только биофак, туда и поступил. В начале обучения верил: стану зоологом беспозвоночных, классическим биологом, который будет ловить живые организмы, описывать их строение. Эта профессия была моей детской мечтой.
В процессе погружения в дисциплину понял, что фундаментальная зоология мне не совсем близка, решил поменять специализацию. Поступил в магистратуру Сколковского института науки и технологий. Там занимался секвенированием, то есть прочтением ДНК комаров, которые обитают в экстремальных, сильно засоренных водоемах.
– На что абитуриентам обратить внимание при выборе специальности?
– Важно углубленно заниматься своим предметом и внимательно знакомиться с программой обучения. Многие абитуриенты выбирают для поступления биоинформатику, а позже с удивлением обнаруживают: для обучения нужны знания линейной алгебры, матанализа, еще и код программирования придется писать.
– Куда можно поступать абитуриентам-биологам, кроме МГУ?
– Им грех жаловаться на выбор биологических областей: можно уйти в ветеринарию, медицину, продовольственную безопасность, биоинженерию, биохимию, просто классическую биологию. В других столичных вузах вроде Физтеха и «Вышки» множество специальностей.
Сильное биологическое направление в Новосибирске, там работает факультет естественных наук Новосибирского государственного университета. Выделю Казанский федеральный университет и Университет Иннополис, Университет ИТМО и СПбГУ в Петербурге – в этих вузах хорошо оснащены лаборатории, работают специалисты мирового уровня, они публикуются в ведущих журналах, ездят на стажировки к известным коллегам. Университет «Сириус» развивает программы по молекулярной медицине, геномным технологиям, и то, каких специалистов удалось привлечь для их реализации, заслуживает уважения.
– Что, на ваш взгляд, чаще всего отталкивает от изучения биологии?
– Объем информации. Можно быть сколь угодно умным и талантливым, но если не выучить наизусть определенные темы, ничего не добиться. Понять на уровне логики, как устроены кости предплечья или как выглядит поперечный срез стебля, невозможно.
Иногда прохожу обучение на Сириус.Курсах и вижу, как автор теории вероятностей Андрей Райгородский ведет лекцию пять минут, а потом дает много разных задач и объясняет, как додуматься до их решения. Красиво, но в биологии так не получится. Я, как автор курса по биологии для 8-го класса, даю сжатую теорию на 20 минут, потом на ее основе составляю 3-4 интересных вопроса, и все! Такая у нас наука.
– Вы были победителем перечневых олимпиад, сейчас тренируете ребят из разных регионов. Велика ли вероятность, что олимпиадник, попав в вуз, потеряет соревновательный момент и не захочет учиться дальше?
– Биология так объемна, что выучить все за несколько лет олимпиадной карьеры невозможно. Поступив в вуз, ребята оказываются в новом мире, и опыт участия в олимпиадах помогает легче адаптироваться. Они уже знают, о чем эта наука, как конспектировать, вести заметки.
– Участие в олимпиадах приносит исключительно пользу?
– Главное – не отдавать олимпиадам все здоровье и ресурсы, чтобы не выгореть. Здесь, как в спорте: в условиях соревнований важно трезво оценить свои возможности и способности конкурентов. И понимать: талантливых школьников много, если ученик с ними наравне, уже достижение.
Многие вместо того, чтобы идти в своем темпе, хотят непременно быть первыми. Это юношеский максимализм и навязанные родителями установки, в которых успех имеет решающее значение. Я бы на месте школьника рассуждал примерно так: мне нравятся разные разделы биологии, кроме анатомии. Значит, победить на Всеросе не получится. Зато могу удачно выступить в перечневых олимпиадах и точно так же поступить в желанный вуз без проблем.
Олимпиадная карьера рано или поздно закончится, а хороший специалист нужен всегда, например, медик, который ничего не знает о зоологии беспозвоночных, но понимает, как делать лечебный массаж. Олимпиады хорошо развивают, но это лишь одна сторона медали. Не обязательно побеждать на ВсОШ, чтобы обрести полезные знакомства и применить полученный опыт для реализации в профессии.