В Образовательном центре состоялась первая очная программа повышения квалификации для учителей математики и химии – участников проекта «Школы – ассоциированные партнеры “Сириуса”». В ней приняли участие 120 педагогов из 34 регионов страны. В течение четырех дней преподаватели посещали семинары и лекции, посвященные особенностям углубленного изучения предметов, обновленным федеральным государственным образовательным стандартам и связанным с этим изменениям в деятельности учителя.
Проект «Школы – ассоциированные партнеры “Сириуса”» стартовал в 2023 году. В школах, отобранных экспертами, были открыты специальные классы с углубленным изучением математики, физики, информатики, химии и биологии – для учителей и учеников подготовлены дополнительные методические и раздаточные материалы, которые позволяют обеспечивать углубленное освоение предметов. На уровнях основного общего (7–9-е классы) и среднего общего (10–11-е классы) образования последовательно выстраивается образовательный процесс, включающий как углубленное изучение предметов, так и развитую систему дополнительного образования и внеурочной деятельности, организацию проектной и исследовательской работы обучающихся совместно с технологическими компаниями и промышленными предприятиями регионов. Целевым результатом такого комплексного подхода к формированию образовательной программы проекта является воспитание кадров для развития критических технологий в регионах России с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Одним из условий комплексного подхода является проектная работа совместно с партнерами – задачи для школьников предлагают местные вузы, компании и предприятия.
В программу повышения квалификации для педагогов школ – ассоциированных партнеров «Сириус» включили новые и наиболее сложные темы, чтобы помочь педагогам в полной мере раскрыть и донести их до учащихся. Например, одной из таких тем стал новый предмет «Вероятность и статистика», который ученики 7–9-х классов стали изучать с 1 сентября 2023 года. Данный раздел является частью математики, но преподается отдельным уроком. Также темами лекций стали особенности преподавания комбинаторики, сложные задачи в курсе геометрии и другие темы.
Для педагогов-химиков раскрыли темы, посвященные биохимии в школьном курсе, сложным вопросам в органической химии, проектной работе и другим направлениям.
Программа повышения квалификации стала первым очным мероприятием в комплексной системе сопровождения школ – ассоциированных партнеров «Сириуса». Весь год учебным заведениям доступны все необходимые материалы для педагогов и школьников, консультации экспертов «Сириуса», раздаточный материал для учащихся. У каждого учителя, включенного в проект, есть доступ в личный кабинет на платформе «Сириус.Курсы». Очные мероприятия позволяют педагогам точечно остановиться на наиболее сложных темах, связанных с углубленным изучением предметов, обменяться опытом и наработками. Следующее очное мероприятие запланировано весной – в «Сириус» пригласят педагогов физики, информатики и биологии.
«Методические материалы и рекомендации, которые мы получаем от “Сириуса”, позволяют нам сделать акцент на особенно важных и сложных темах. Например, в десятых классах это органическая химия. Чтобы школьники понимали пространственное строение молекул, то, как происходят химические реакции, необходимо объединить знания из многих областей. Новый подход применяется и к проектной деятельности. Самый главный компонент – это профориентация. Встречи с представителями компаний позволяют школьникам узнать о конкретных специальностях, которые нужны на том или ином предприятии или в компании», – говорит учитель химии Губернаторского лицея № 101 города Ульяновска Тимур Артыков.
«Очная программа позволила нам понять всю логику выстроенной программы обучения. Когда мы только вошли в проект, возникли вопросы, почему именно так определена последовательность некоторых тем. Благодаря программе выстроилась целостная картина понимания календарно- тематического планирования, которое учитывает потребности математического аппарата при изучении других предметов, например, физики. И так сгруппированы все темы. Подобный подход помогает школьникам качественно и вдумчиво усваивать материал. А у нас, педагогов, сформировалось четкое понимание, почему программа обучения выстроена именно так и почему это важно. Важнейшим компонентом нашего обучения стал обмен опытом между коллегами. Несмотря на единые методические материалы, которые нам предоставляют эксперты “Сириуса”, каждая школа реализует проект индивидуально с учетом как региональной специфики, так и личного опыта педагога», – говорит учитель математики школы № 38 Воронежа Елена Куракова.
«Четыре дня интенсивов от ведущих педагогов страны позволили нам открыть новые стороны и тонкости нашей предметной области. Думаю, из каждого выступления педагоги вынесли что-то, что можно применять в своей деятельности. Я веду седьмой класс и для своей работы почерпнула, например, информацию, связанную с преподаванием задач с параметрами, теории чисел, сложных тем в геометрии – многие материалы я смогу применять в своей практике. Наша школа участвует в проекте с 2023 года. Помимо предметной диагностики два раза в год, мы, педагоги, тоже получаем от учащихся обратную связь. Очень радует, что мы действительно видим интерес школьников к учебному процессу. Большим подспорьем выступает и проектная деятельность: когда ребята могут увидеть наглядно, зачем они изучают предмет, получить продукт, обратную связь и оценку экспертов. Это очень вдохновляет», – говорит учитель математики школы № 85 Кемерова Инна Антипина.