help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сто лет назад 28 февраля родился Юрий Михайлович Лотман – знаменитый советский и российский литературовед, исследователь культуры. Важнейшие работы Юрий Михайлович написал в 60–90-е годы XX века, но и сейчас их читают как учебники по филологии и культурологии.  Почему идеи, предложенные в прошлом столетии, остаются актуальными сегодня? Об этом рассуждают эксперты мартовской программы «Литературное творчество. Классическая литература», мероприятия которой будут посвящены наследию Юрия Лотмана.

Доктор филологических наук, член Жюри Всероссийской олимпиады по литературе Татьяна Кучина считает, что литературовед сформулировал уникальную систему работы с текстом. «По его работам можно научиться алгоритмам анализа текста, пониманию его структуры и умению видеть связи между разноуровневыми элементами», – объясняет эксперт. 

В марте такому анализу ребят будет учить доктор филологических наук, эксперт Российской академии наук Александр Марков. «Когда мы обращаемся к литературе и искусству, нас подстерегают две противоположные опасности: с одной стороны, можно увлечься сухими деталями и общими фразами, а с другой – остается вероятность вносить в произведение свои эмоции, сводя содержание к личным переживаниям, пусть даже оправданным», – предупреждает профессор. – «Структурализм Лотмана не может ответить на все вопросы о сущности литературы, но он лучше всего предостерегает от этих опасностей. Анализ структуры позволяет узнать, что именно в произведении оживляет его, где появляется мысль и возможность диалога, где мы воспринимаем эмоции так. Структурализм – искусство диалога с произведением, которое стало для нас более открытым, чем раньше».

«Мало кто из ученых-гуманитариев XX века был и очень сложным теоретиком, и очень доступным популяризатором. Лотман – редчайшее исключение. Читая его, мы погружаемся в глубину культуры и встречаемся с ее простотой», – описывает свои впечатления литературный критик и публицист, кандидат филологических наук Александр Архангельский.

Эту мысль продолжает и доктор филологических наук, специалист в изучении современной литературы Мария Черняк. «Для меня Юрий Михайлович – это пример абсолютного служения филологии, причем служения радостного вопреки всему. Сегодня работы Лотмана необходимы, чтобы понять всю глубину и многообразие прочтения любого текста. Я очень люблю его комментарии к пушкинскому «Евгению Онегину», читая которые понимаешь важность исторического и литературного контекста, знания «духа времени», – признается эксперт программы. – «Для меня важно, что Лотман настаивал на том, что культура – это живой организм, в котором есть верх и низ, и массовая литература эпохи важна для нормального кровообращения культуры. Внимание к разным стратам литературы делает работы Лотмана невероятно современными».

Научный руководитель направления «Литературное творчество», директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО Елена Казакова подчеркивает значимость текстов Юрия Лотмана не только для литературоведения, но и для педагогики. «Когда мне сложно и трудно,  я открываю любую из работ Юрия Михайловича, погружаюсь в уникальный энциклопедический мир и могу отдохнуть душой, набраться сил для дальнейших действий. А если не о душе, а о прагматике, то современная педагогика – ничто без теории «семиотического интеллекта», а отцом этих идей стал, несомненно, Юрий Лотман», – утверждает профессор. 

Автор мартовской программы — кандидат педагогических наук, член Союза писателей РФ Вадим Пугач убежден, что познакомиться с трудами Юрия Лотмана должны как минимум по двум причинам. «Во-первых, все, что он написал, сделано умно, содержательно и с блеском. Во-вторых, это один из крупнейших филологов ХХ века: Лотман — библия филологии», — объясняет преподаватель. 

Во время мартовской программы школьники будут анализировать произведения других литераторов-юбиляров, используя разработанную Лотманом методологию. Работать ребятам предстоит с текстами Ивана Гончарова, Алексея Толстого, Марины Цветаевой, Дмитрия Кедрина. Опыт такого разбора художественных произведений ученики смогут получить в рамках модуля «Авторский текст». 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!