В августе 2022 года в рамках направления «Литературное творчество» прошла юбилейная программа «Homo legens. Человек читающий». Традиционно участники этой смены оказываются в пространстве необычного действия, которое называется «Игры в бисер». Вряд ли выдающийся писатель XX века Герман Гессе предполагал, что его произведение станет основой образовательных проектов современных школьников. Но воспитанники Образовательного центра «Сириус» ежегодно придумывают и воплощают в жизнь свои «Игры в бисер». О том, как была придумана программа, почему она особенная и что именно привлекает в ней школьников, рассказала научный руководитель августовской смены, профессор Института педагогики СПбГУ Татьяна Галактионова.
– В чем особенность программы «Homo legens. Человек читающий»?
– Эта программа – только часть большого направления «Литературное творчество». У нас есть программа, посвященная классической литературе, и в ней все строится вокруг произведений классики: участники их читают, изучают и описывают свои впечатления в собственных авторских текстах. Есть смена по современной литературе: для изучения берутся произведения современного литературного потока. Есть смена, посвященная поэзии, и все в ней строится вокруг поэтического многообразия. Есть смена, которая сфокусирована на драматургии, и в ее основу заложено театральное искусство. Также есть отдельная олимпиадная смена, ориентированная на осмысление заданий Всероссийской олимпиады по литературе.
Программа под названием «Homo legens. Человек читающий» не связана с литературными жанрами и направлениями. Ее основная мысль в том, что человек пишущий и человек читающий не могут жить друг без друга. Если не будет читателя, то для кого пишет автор? Зачем литературное творчество, если его некому оценить? Уместно вспомнить слова Самуила Маршака о том, что «талант читателя не менее важен, чем талант писателя». И здесь мы пытаемся показать, что этот талант, как в «Игре в бисер», складывается из способности понимать тексты разной природы, улавливать смысл, угадывать связи.
– Почему для программы была выбрана метафора романа Германа Гессе «Игра в бисер»?
– Современный текст не ограничивается вербальной формой. «Игра в бисер» оказалась созвучной тенденциям культуры нашего века. Секрет метафоры в том, что ее нельзя трактовать однозначно. Такая недосказанность оставляет простор к интерпретации смысла. Вслед за Гессе мы убеждены, что «Правила, язык знаков и грамматика «Игры в бисер» представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства… и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук. «Игра в бисер» – это, таким образом, игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры...»
– Как строится программа?
– Многозадачность и вариативность программы «Homo legens. Человек читающий» отражаются в модульном принципе. Модуль – это единица образовательного процесса, для которой характерны единство цели и результата, определенное технологическое и содержательное насыщение.
В программах по литературному творчеству в качестве модулей выступают «Авторский текст», «Филологическое исследование», «Мастерская текстов», «Литературный проект», «Встречи с литераторами», «Литературная экспедиция», «Филологические игры» и многое другое. Такое разнообразие показывает, что развитие литературного творчества может происходить в самых разных форматах. В августе эти модули оказываются связанными конкретными символами, смысловыми концептами. Так в этом году символами стали «жизненные роли»: «художник», «врач», «музыкант», «поэт», «шут», «хозяйка». Задача – найти отражение выбранного символа в литературе, музыке, живописи, кинематографе, переосмыслить и представить в различных культурных кодах. Так и рождается литературный проект «Игра в бисер».
– Как проходили первые «Игры в бисер»? Какие символы предлагались участникам?
– Символы первой программы: «река», «привидение», «медведь», «ласточка», «маска» и «дождь». Символы выбирались исходя из интересов и предпочтений ведущих литературных семинаров. Кто-то из коллег в тот момент времени был увлечен волшебными сказками, поэтому появилось «привидение», кто-то серьезно занимался историей, и потому возникла идея «реки» как символ течения времени, ну а «дождь» стал отголоском Северной столицы.
Вначале проекта «Игры в бисер» ребята приезжали на программу, узнавали о символах и выбирали команду. Но со временем система распределения изменилась: мы стали давать больше времени на выбор символа, и сейчас ребята узнают о них до приезда в «Сириус» на этапе подготовки к программе. Участники программы приехали в Центр, зная о символе, прочитав тематическую литературу. Причем все символы были близки участникам команд: так, в команде символа «музыкант» собрались дети, у которых за спиной музыкальная школа, а символ «врач» привлек ребят, в семьях которых есть медики.
– Как обычно выбираются символы для программы?
– Очень важно, чтобы, несмотря на разницу символов и их многообразие, было что-то, что их объединяет. На одной из программ символами были города, в число которых на ряду с реальными городами Москва, Париж, Прага, Флоренция и Петербург вошел придуманный Александром Грином город Лисс. Мы договорились, что будет общий концепт «город», а дальше с каждым педагогом обсуждали, какой город ему более близок и интересен для изучения на семинарах. Потому что значение и смысловая нагрузка символа впервые изучается именно на литературных семинарах, а только потом в «Играх в бисер».
– Что изменилось в программе за пять лет?
– Первые «Игры в бисер» были только реальными, в офлайн-формате. То есть все, что происходило, было только здесь и сейчас, и так продолжалось до пандемии. Во время карантина мы вообще отказались от игр реальных, и все перешло в виртуальной формат, превратилось в цифровой литературный квест. Стало понятно, что цифровое пространство обогащает и расширяет возможности игры. Последние годы реальная «Игры в бисер» дополняется разными виртуальными элементами: формат получается богаче и интереснее.
Жизнь становится более сложной, культура подхватывает эти изменения, реагирует на них. Дети живут в этом и транслируют в своих «Играх в бисер».
– Как вы оцениваете «Игры в бисер» этого года?
– В этом году каждая игра была неповторима и самобытна, потому что команды настолько погрузились в свой символ и роли, что было сложно понять, где заканчивается роль и начинается жизнь. У каждой «Игры в бисер» свой сюжет, своя история, идея, воплощенная в драматических образах.
«Игра в бисер» – это литературный проект, а значит, требует соблюдения определенных законов проектной деятельности (тайм-менеджмент, грамотное распределением обязанностей, ответственность). От идеи до воплощения должна пройти черновая работа, когда нужно не только творить, но делать что-то руками. Это всегда непросто, но ребята вместе со своими мастерами волшебным образом за четыре дня справляются со всеми задачами.
– Что программа дает участникам?
– Все участники получают невероятный опыт самореализации в разных форматах: от костюмера и звукооператора до сценариста, актера и режиссера. Но все же они остаются филологами – мастерами чтения!
– Поэтому программы по литературному творчеству, и эта программа в частности, пользуются такой популярностью у участников?
– Если бы мы сидели и целыми днями только писали сочинения, то скоро бы все заскучали. В программе за счет многообразия видов деятельности и выбора создается невероятная среда, атмосфера, в которой хочется жить, дружить и заниматься литературным творчеством.
За пределами «Сириуса» общение продолжается через страничку в соцсети «ВКонтакте», систему онлайн-событий: встречи, семинары, конкурсы и игры. Успешно работает поэтическое ЛИТО и журнал «Альманах».
Так как программе пять лет, то выстраивается некая преемственность, и получается, что наши первые выпускники уже работают у нас редакторами, мастерами. И эти выросшие выпускники воспитывают уже своих учеников. Наверное, это главное!