Артистка балета Государственного академического Большого театра России Анна Григорьева рассказывает том, как вести себя в балетном зале, как правильно работать с детьми и может ли на самом деле танцовщик позволить себе сладкое.
– Что Вам, как преподавателю, необходимо, чтобы сделать из ребенка профессионального танцовщика?
– Его желание. Конечно важны и природные данные, но в первую очередь – это старание и усердие ученика. Возможность ежедневно, пусть по чуть-чуть, но исправлять те недостатки, которые есть у каждого из нас. Чтобы ребенок на это был готов, он должен доверять педагогу, принимать его, прислушиваться.
– Доверие – это едва ли не главная категория в отношениях наставника и воспитанника. Как у Вас складывался контакт с учениками «Сириуса»?
– Волнительно, и в первую очередь для меня, так как большую часть времени я танцую, а после работаю в театре именно со взрослыми артистами. Ребята, которые видели меня впервые, тоже волновались. Но после первых уроков и репетиций отчетного концерта появилось доверие. Я радовалась, когда видела, как старательно они прорабатывают движения, как внимательно слушают замечания, как пробуют их исправить. За дни, что мы провели вместе в репетиционных залах, у меня усилилось желание дать ребятам что-то новое, поделиться секретами мастерства.
– Уроки в «Сириусе» отличаются от тех занятий, что Вы проводите со своими воспитанниками: здесь другой уклад – интенсивный, многоплановый день. Расскажите немного о том, как Вы здесь строили работу с учениками.
– Каждый день мы уделяли полтора часа классическому уроку. Дополнительно дети час занимались с педагогом гимнастики. К общему расписанию добавлялись уроки историко-бытового и народно-сценического танцев. После этого час-полтора выделялись на обязательную репетицию номеров к отчетному концерту. И конечно ребята не забывали об общеобразовательных предметах: с утра или вечером (в зависимости от расписания) они занимались школьными дисциплинами. Это нелегко.
– Получается, Вы проводите с учениками по несколько часов?
– Конечно! В программе, на которую я приезжала, участвовали воспитанники школ искусств, которые прошли индивидуальный отбор. Но ребята не являются учениками профессиональных балетных училищ и академий. В своих школах они занимаются по несколько часов четыре раза в неделю и в «Сириусе» мы старались дать им большой объем именно балетной программы. Ребята действительно столкнулись с огромной физической нагрузкой. Для педагога это очень ответственно: ему надо правильно выстроить ход урока – от разогрева до более сложных технических комбинаций. И несмотря на то, что воспитанники уставали, все равно охотно приходили на занятия, это очень ценно.
– Заметили ли Вы прогресс у воспитанников за время вашей работы?
– Да, бесспорно! Например, когда начались занятия по историко-бытовому танцу с новым педагогом, у них как будто открылось второе дыхание. Удивительно: ребята впервые столкнулись с новым для них направлением, но сконцентрировались, постоянно старались понять особенности, вникнуть в суть. С каждым уроком, с каждой репетицией они становились все лучше и лучше.
– Для хорошей учебы важна комфортная среда. Каким должно быть учебное пространство, чтобы детям ничего не мешало становиться артистами и сосредоточиться исключительно на уроках?
– Самое важное – это атмосфера, которая царит в балетном зале. Какие бы стены и зеркала здесь ни были, без правильного настроя не будет нужного результата. И эта атмосфера полностью зависит от отношений педагога с его учениками. Если она благодатная, если есть старание и заинтересованность, тогда и впереди большой успех.
– Преподаватели часто говорят, что хвалить ребенка нужно даже за небольшие успехи. А как вы себя вознаграждаете за достижения, что вы себе разрешаете?
– Я могу даже кусок торта себе позволить. Люблю десерты и шоколад. И это миф, что балетные артисты не едят сладкого. Но, наверно, самая большая радость для меня, когда при большом количестве работы получается справиться со всеми своими «не могу», «устала» и просто перебороть себя. А уж если еще похвалит или подбодрит кто-то, то вообще появляются новые силы, мотивация двигаться дальше в любимой профессии.
– То есть важно так же хвалить и детей?
– Конечно! Детей нужно хвалить даже за самые маленькие достижения. Ведь, как говорят, нельзя стоять на месте, потому что один день простоя – это два шага назад. И чтобы воспитанник постоянно шел вперед, пусть даже маленькими-маленькими шажками, его надо постоянно поддерживать. Особенно, если педагог видит, как ребенок старается: всегда важно похвалить.