Связь биологии и математики стала одной из ключевых тем Всероссийского съезда учителей биологии в «Сириусе». Как выстроить образовательный вектор, чтобы поддержать интерес школьников к предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, как пробудить и поддержать интерес школьников, демонстрирующих способности к математике, к наукам о жизни, на круглом столе обсудили заместитель директора ВИР имени Н.И Вавилова Алексей Заварзин и участники Съезда с директором центра педагогического мастерства города Москвы, руководителем секретариата Российского совета олимпиад школьников Иваном Ященко.
Какие подходы и инструменты в помощь учителю разработаны и доступны для того, чтобы с первых лет школы объяснять сложные вещи из биологии, какой опыт накоплен в области выявления и развития способностей к математике может пригодится биологам, как можно сочетать элементы подготовки по математике и по биологии в школе? Ведь точные математические вычисления применяются едва ли не в каждой научной области, в том числе и в биологии. Без количественных методов невозможно обработать данные, полученные в результате исследования, и обосновать сделанные выводы.
В основе биофизики, биохимии, генетики или биотехнических систем тоже всегда лежат точные расчеты. Каждый ученый умеет строить отображения сложных биологических систем в формальные конструкции – математические модели. Изучать это все на глубинном уровне и начинать применять в проектной работе нужно еще со школы, считают эксперты.
Этому вопросу на Съезде посвятили круглый стол с учителями-биологами. Иван Ященко представил ряд ресурсов, разработанных Центром педагогического мастерства и доступных для каждого. Модераторы встречи рассказали, что в ближайшее время эксперты Образовательного центра «Сириус» вместе с коллегами из МГУ имени Ломоносова и вузами-партнерами и научными институтами планируют разработать углубленную учебную программу, в рамках которой основное биологическое образование будет осуществляться на базе глубоких математических знаний, которые открывают больше возможностей для анализа экспериментальных данных.
Курс может быть применен педагогами, например, в профильных биомедицинских классах.