На программу по живописи приезжал Сергей Андрияка. Народный художник России и действительный член Российской академии художеств, является ректором и основателем Академии акварели и изящных искусств – экспертной организации Образовательного центра. В течение шести лет педагоги Академии преподают молодым художникам по его авторской методике. Очень часто он занимается со школьниками и сам – в мастерских живописи и во время рабочих выездов на пленэры.
Пейзажная живопись – один из самых интересных жанров в искусстве. Поэтому и поиск новой ландшафтной натуры для каждого пейзажиста становится едва ли не художнической медитацией – особым процессом единения с природой, где он учится ее видеть и понимать. И только когда в голове появляется ясный образ и мотив, возникает новая работа. Именно этому начинающих авторов учит Сергей Андрияка: натуралистично и с художественной точностью передавать мгновенный снимок живого пространства. Ниже приводим интересные фрагменты беседы с педагогом о том, как пленэр становится самым важным элементом в учебной программе ребят по акварельной живописи.
О связи художника с природой
«Пейзажная живопись – это не просто красивое определение или фигура речи, а очень серьезный процесс, который обладает настоящей силой. Именно на таких выездах ребята учатся передавать в своих работах мгновенное, переменчивое, мимолетное – то прекрасное, что они почувствовали и пережили. Занимаясь с начинающими художниками, педагог шаг за шагом помогает им погружаться в среду и находить в ней новые красивые образы, делать по ним наброски, а потом эти этюды превращать в картины. Так постепенно и вырабатывается авторская живописная манера, почти уникальный почерк художника».
О выездах на пленэры
«С воспитанниками мы часто выезжаем на природу, я считаю это одной из самых нужных практик в учебном процессе. В работе над пейзажами сами собой отрабатываются навыки пленэрной живописи: практика этюдов на открытом воздухе помогает накапливать так называемый "оптический" опыт. Если по-разговорному, то глаз становится "наметанным", рука "набита". Они учатся фиксировать увиденное, передавать это с помощью тонов и оттенков. Начинают понимать, где приглушить красочные гаммы, где напротив, сделать насыщенные тона гармоничными и уместными, добиться особой солнечности, яркости, свежести. Вот почему искусство живописи – это видение мира. И, наверное, основная задача художника – делиться красотой, которую он видит, с окружающими. Можно сказать, что мы, пейзажисты, не рисуем, а ведем репортаж о живой природе».
О природе натюрморта и чистоте акварели
«Если мы говорим о жанрах акварельной живописи, то не можем пройти мимо натюрмортов. Это уже немного другая область: рассказ о предмете. Но и там, например, рисуя букет полевых цветов или фрукты на столе, мы также пытаемся стараемся передать оттенки, отразить свет, тени. "Певец русской природы" Левитан, пейзажист Репин часто сменяли тему родных просторов на рисунки предметных композиций. Чтобы создавать работы таком жанре, юные художники "Сириуса" должны владеть техникой акварели, уметь справляться с ее текучестью, понимать материальность предметов. Акварель – это ведь материал, который дает возможность выразить огромное многообразие цвета и света. Потому что в основе своей акварель – как белый лист бумаги. И краска, которая накладывается, создает эффекты яркости, глубины, нужной прозрачности. Если ты умеешь работать этой краской, ты сможешь создать на бумаге все, что угодно».
О творческом кругозоре
«Есть мнение: чтобы понимать художников нынешних, нужно новыми глазами взглянуть на искусство прошлого. Отчасти это так. Классику пейзажной живописи сложно количественно измерить – по-настоящему гениальных, ни на кого не похожих художников очень много, но расширять творческий кругозор надо, исследуя их по мере сил и возможностей. У каждого отечественного художника свое отношение к русской природе и русской жизни – начните их изучать с музеев и постоянных экспозиций, в которых собраны шедевры академической живописи, и вы точно найдете вдохновение. Это работы, основанные на лучших традициях пейзажного искусства. Я, например, никогда не мог выделить кого-то одного: в разный период жизни мне нравились разные художники. Но вот что всегда оставалось неизменным – так любовь к классике: к живописи, музыке».
Об образовании
«Мы постоянно приглашаем в “Сириус” воспитанников художественных школ и школ искусств из всей России. Приглашаем не просто так, а на основании их опыта и умений: здесь всегда большой и серьезный отбор. После отбора начинаются интенсивные ежедневные программы, когда с утра – в мастерские живописи, днем – работа на свежем воздухе, вечером – встречи с заслуженными художниками. Мы учим ребят "цельно видеть" и выполнять самые разные учебные задания от простых отдельных предметов до сложных натюрмортов. Этот непрерывный цикл художественного образования уже не раз подтверждал свою результативность: мы видим успехи детей и их работы – на выставках или в постоянных экспозициях Центра».
О педагогическом подходе
«Мы знаем, как за короткое время научить ребят всему, что должны и могут знать талантливые художники их возраста. Такая методика внедрена и успешно работает уже 21 год у меня в Школе акварельной живописи. Она позволяет научить тонкостям акварельного искусства разных по уровню подготовки ребят. Именно поэтому такой большой поток заявок на направление. И тот творческий потенциал, который мы видим в воспитаннике, мы стараемся максимально развить, чтобы они получили здесь как можно больше из того, что могут освоить».