Прима-балерина Большого театра и этуаль театра «Ла-Скала» Светлана Захарова является соучредителем Образовательного центра «Сириус» и художественным руководителем направления «Хореография: классический танец (балет)». В ноябре мы беседуем с ней о балетном образовании, важности сценических проектов и талантливых педагогах, которые находят своих талантливых учеников.
– Для молодых танцовщиков балет – это всегда исследование себя и танцевального искусства. Можно ли сказать, что воспитанник готов к большим сценическим проектам, когда овладевает и тем и другим?
– Если мы говорим о детях, то здесь всегда бывает по-разному. Кто-то очень быстро схватывает программу, у него хорошая координация, быстрая, адекватная реакция на замечания, он чувствует свое тело, а кому-то нужно больше времени, чтобы освоить движение и понять его, услышать требования педагога.
Кстати, вот чем уникален «Сириус»: здесь каждый ребенок может рассчитывать на индивидуальный подход. Сюда приезжают опытные преподаватели, которые помогают освоить новую программу, учат новым техническим элементам, отрабатывают пройденный материал, объясняют если что-то не получается. Они посвящают учеников в тонкости сценического искусства при подготовке к заключительному гала-концерту выпускников. Иногда я встречаю детей, которые даже раннем возрасте уже артисты, они горят желанием скорее выйти на сцену. Во многом это заслуга наставников, которые понимают, что работа с юным танцовщиком – это очень тонкая материя.
– Подготовку к отчетному концерту, которым завершается каждая учебная программа, можно отнести к ответственным для ребят событиям?
– Отчетные концерты – обязательная часть программы. Если наша цель в том, чтобы помочь танцовщику прийти к большой сцене, то мы понимаем, у него с раннего возраста должен формироваться опыт выступлений. На каждой программе мы показываем результат трехнедельных занятий именно на сцене. Потому что именно благодаря таким проектам, мы можем увидеть способности и талант юного артиста.
– Педагог хореографии умеет смотреть на своего ученика сквозь призму анатомии, психологии, различных педагогических подходов. В этом смысле сложно ли сегодня найти преподавателя для талантливого танцовщика?
– Мне трудно сказать, сложно ли. Талантливый педагог должен найти своего талантливого ученика и наоборот, талантливый ученик должен встретить своего великого учителя. Тут, как говорится, должны все звезды сойтись. И я всегда радуюсь, если такие решающие встречи происходят в «Сириусе».
– Какие нововведения вы планируете внедрить в программу балетного обучения на новых программах?
– Мы сейчас запустили новую систему отбора на обучение по направлению хореография. Если раньше к нам приезжали воспитанники хореографических училищ группами, или целыми классами, то теперь мы принимаем только индивидуальные заявки, где смотрим на данные каждого воспитанника и его исполнительскую технику. Если ребенок подавший заявку, проходит по всем профессиональным требованиям, он будет приглашен на обучение в Сириус. Здесь он начнет заниматься с выдающимися педагогами и звездами российского балета.
Также в «Сириусе» также проходят и уроки общей физической подготовки, гимнастики: потому что юным танцовщикам необходимо развивать свои физические данные постоянно. К нам приезжают квалифицированные специалисты в этой области. В этом месяце с детьми работала Наталья Белугина, автор уникальной методики по разработке стоп. В планах уроки – по сценическому макияжу. Я намерена и дальше привлекать к учебным программам таких экспертов.
Когда дети находятся под таким профессиональным присмотром, они достигают многого. Становятся теми, кто развивает отечественный балет.