Ребята разработали навык для голосового помощника: он ищет и выдает под запись библиотечные книги, а также рекомендует литературу на основе предпочтений читателя.
«Чтобы взять книгу в библиотеке "Сириуса", надо оформить читательскую карту, заполнить данные, указать направление, персональный номер. А можно упростить эту процедуру, и, например, попросить книгу у "Алисы". Достаточно подойти к колонке, назвать свой код для авторизации, номер книги и забрать ее. Получить разовый код можно через приложение», – говорит десятиклассник Данил Трещев из Челябинска.
Ребята провели сортировку литературы по авторам и жанрам, активизировали поиск по книгам и алгоритм записи: можно авторизоваться голосом или через мобильное приложение и попросить выписать книгу на себя. Для настройки голосового поиска школьники применили разные языки программирования и спроектировали интеллектуальные диалоговые системы. С их помощью Алиса сможет поддержать диалог с пользователем и понять, что от нее требуется. Настроена и система рекомендаций – не только по автору или жанру, но и по сходству книг друг с другом. Информацию о содержании книг и рейтинге их популярности школьники собирали в интернете.
Также команда создала собственное приложение и показала, что предложенная схема работает. В будущем алгоритмы интегрируют в приложение «Сириус.Онлайн», что позволит идентифицировать читателя без дополнительной авторизации.
«Голосовые помощники все чаще управляют оффлайн-процессами. Самый успешный пример – внедрение “Алисы” в отели, где она не только развлекает музыкой, но и помогает решать вопросы гостей. Наш проект – попытка привнести в “Алису” еще один контент, помимо музыки, сказок, игр и звуков природы. Структурирование информации о книгах может стать еще одним важным умением для нее. Сейчас мы нацелены на библиотеку “Сириуса”, но хотим сделать этот навык актуальным для всех, кому интересно поговорить о литературе с голосовым помощником», – отмечает руководитель проекта Давид Дале, старший инженер-исследователь лаборатории обработки естественного языка Сколтеха. Он курировал работу команды.
На защите своего проекта ребята представили основные сценарии взаимодействия с интерфейсом и предложили желающим испытать «Алису» – например, попросить подобрать книгу. Умные колонки стоят в библиотеке Сириуса и готовы к использованию гостями.
Текст: Алиса Горбачева, университет ИТМО