Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России Алексей Уткин рассказывает о своем судействе в конкурсе «Созвездие», оркестровом исполнительстве и сочинениях, которые должны войти в репертуар каждого гобоиста.
Музыканта Алексея Уткина называют «золотым гобоем» России. Два года года он является членом жюри III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», где с удовольствием делится своими знаниями с молодыми музыкантами. «Все, за что я берусь, становится для меня самым важным, – говорит он. – Мне важно, чтобы и ребята жили той музыкой, которую играют».
– Для вас конкурс – больше, чем работа, это чувствуется. В прошлом году он проходил в удаленном формате, в этом снова собрал юных исполнителей на одной площадке. Сильно ли разность форматов влияет на восприятие проекта?
– Да, безусловно. Я рад, что в этом году он снова проходит очно. Нынешний конкурс ничуть не хуже прошлого. Но разница между записью и живым исполнением все-таки чувствуется. Особенно когда ты находишься в жюри и отслушиваешь огромное количество заявок по видео, чтобы отобрать и пригласить лучших. Участники отбора могут быть в неравных условиях. Например, у кого-то запись сделана в концертном зале, у кого-то в классе, и это отражается на качестве звука. Поэтому конкурсные проекты, конечно, лучше проводить очно. В этом году мы были удивлены разницей между записями, которые ребята прислали на заочный отборочный тур, и качеством исполнения этого же произведения, но уже на концертной сцене «Созвездия».
– И такое же хорошее исполнение конкурсанты показывали на всех турах? Сразу ли было понятно, кто лидирует?
– Я лично воспринимаю такие проекты для музыкантов не только как профессиональный смотр, но и как конкурс на самую яркую личность. На «Созвездии» выяснилось, что сделать выбор в пользу кого-то одного непросто: все участники действительно музыкально одаренные, старательные, интересные.
– В этом году третий этап конкурса – оркестровый, он один из самых сложных. Повлияли ли его итоги на ваше мнение о конкурсантах или напротив, укрепил в оценке?
– Для многих оркестровый тур, который появился в этом году, стал серьезным испытанием. на репетицию и подготовку у юных музыкантов было всего полчаса. Этого, конечно, мало, учитывая, что некоторые участники не выступали раньше с оркестром или не исполняли ранее произведения, которые предстояло сыграть в финале. И в этом самая большая сложность. Что же касается репертуара конкурсантов, то он был несбалансированным: сравните скрипачей, играющих Чайковского, трубачей, играющих Арутюняна, пианистов, играющих Шопена и всех остальных духовиков, которые исполняют сочинения XVIII века. Разные произведения требуют разных затрат, порой совершенно несопоставимых. Но раз уж наши участники замахнулись на такой серьезный конкурс, то для них это вполне преодолимый барьер.
– А взрослым духовикам тоже непросто приходится в оркестре?
– Я думаю, что духовики – больше оркестровые музыканты. Хотя в Европе есть исполнители, которые в равной степени чувствуют себя комфортно, и когда играют сольно, и когда в составе симфонического коллектива. В обоих случаях они остаются блестящими артистами. Но в репертуаре, написанном для гобоя, не так много музыки, если сравнивать со скрипкой или фортепиано.
Поэтому, наверное, нам нужно рассчитывать на оркестровую деятельность. Но при этом не забывать что гобой – совершенно удивительный инструмент, выделяющийся среди своих собратьев особой выразительностью и проникновенностью звука, на мой взгляд, он один из самых сложных деревянных духовых инструментов.
– Каков вообще репертуар для гобоя – как инструмента солирующего и инструмента оркестрового?
– Для него написана много виртуозной, характерной музыки, чувственной, проникновенной. В первую очередь, я бы назвал концерты Моцарта и Штрауса для гобоя. Есть огромный пласт барочной музыки, написанной специально для гобоя, ее нужно играть, и желательно на историческом инструменте. А если говорить о молодых исполнителях, то я бы посоветовал им смотреть репертуары известных конкурсов и разучивать их. Как правило, туда включены композиторы, которых гобоист просто обязан знать.