В октябре «Сириус» запускает новую программу «Искусство архитектуры». Выпускники таких курсов поступают в профильные вузы, а потом строят музеи, современные комплексы, разрабатывают ландшафты, проектируют дома и даже ремонтируют старые постройки с учетом мер по защите климата. В Образовательном центре ребята изучают основы большой профессии: учатся работать в программах 3D-моделирования и применять инструменты современного архитектора для создания функциональных и привлекательных проектов. Набор на новую программу продлится до 14 августа, а пока рассказываем, над чем работали участники прошлых курсов и какие проекты представили к выпускной защите. Так сможешь и ты!
Во время обучения молодые архитекторы трудились над двумя большими заданиями. На первом нужно было смоделировать любую открытую функциональную площадку и представить для защиты архитектурный макет. На втором – спроектировать пешеходное пространство на территории Имеретинской низменности и показать результат в компьютерной графике. В проектах ребята разнообразили территорию различными функциональными зонами: прогулочная, рекреационная, игровая, парковая, выставочная и др.
Задачи школьникам ставили педагоги двух вузов: Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова и Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова.
Модуль по ручному объемному моделированию
Задание
Продумать и разработать макеты открытых общественных пространств: площади Науки, Искусства и Спорта для парка кампуса Образовательного центра.
Проекты
Площадь Искусств: экостиль и эхо авангарда
Для каждого пространства была выбрана особая тематика. Например, для площади Искусств это авангард. Авторы вдохновлялись работами графика Александра Родченко и художника и архитектора Эля Лисицкого, объединив в одном проекте приемы архитектурного мышления и геометрической абстракции.
В рамках экоповестки школьники предложили также интегрировать природу в городскую среду. В основе второго проекта лежала идея гармонии человека с окружающим миром. Здесь конструкции амфитеатра, навесы и настилы выполнены из дерева, камни для декорации ландшафтных зон привезены с горных вершин, а сам проект выполнен в характерных для природы цветах.
Площадь Спорта: логика лего и сила стихии
Пространство площади Спорта в первом случае ребята разработали по принципу конструктора лего. Площадь должна быть выполнена в форме шестиугольника с рельефным деревянным покрытием и сложной ступенчатой конструкцией. Ее поверхность состоит из треугольных и шестиугольных элементов разных цветов и фактуры.
Идея второго проекта школьников – желание показать непредсказуемость природы через необычные пластичные формы. Главный элемент – теневой навес, под которым расположен большой экран и скамьи. Здесь можно проводить пресс-конференции, занятия, игры. С моста – смотровой площадки по задумке должен открываться вид на территорию Сириуса, море и горы.
Площадь Науки: космос и техно
Научных пространств в рамках этого блока целых три. Первые два – про космос.
Чтобы довести этот проект до финальной точки, школьники представили место падения метеорита с неостывшей магмой. Центром архитектурного события стал восьмигранник с двухслойной конструкцией, нижняя часть которого выполнена из красного материала с подсветкой, а в центре пространства, на подиуме-эстраде, установлен главный элемент, вертикальный осколок со сверкающей вершиной.
Все, что нас окружает, состоит из атомов. Теория мельчайших частиц и вдохновила ребят придумать круглую площадь, элементы которой логически скреплены между собой. Площадь здесь – круглая, а главными элементами на ней стали три модели атомов, в которые встроены качели. Расположенный рядом амфитеатр можно использовать для проведения общественных мероприятий. Акцентные цвета площади – красный и синий, а все поверхности – блестящие и матовые.
Идея чего-то совершенно необъяснимого и снова космического стала главной в третьем проекте. Доминанта площади, Смотровая башня оформлена в три яруса. В центре расположен небольшой бассейн неправильной формы. Основные цвета площадки – серебряный и белый, точечно введен синий, а акценты расставлены блестящими серебристыми элементами.
На презентации команды школьников представят семь проектов рекреационных пространств, выполненных в рамках первого модуля, а также семь больших проектов территорий, реализованных под руководством преподавателей из Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова средствами компьютерного моделирования. О каждом из проектов группы расскажут в прямом эфире.
Модуль по цифровому архитектурному проектированию
Задание
Разработать архитектурную концепцию пешеходного общественного пространства, граничащего с территорией кампуса.
Проекты
В проектах школьники отразили современные архитектурные тенденции: они работали над функциональным и стилистическим решением своего фрагмента территории, создавали малые архитектурные формы и сооружения, благоустраивали среду.
Башня искусств: галерея и коворкинг
Ребята разработали проект пешеходного пространства и включили в него знаковый объект: художественную галерею, которая благодаря своей форме получила название «Башня искусств». Причем вдохновлялись ребята примерами современной выразительной архитектуры, в основе которых лежат природные образы – формы воды, конусы смерча.
Башня представляет собой многоэтажное общественное пространство, имеющее несколько входов с разных уровней, чтобы разграничить потоки посетителей. На первом этаже расположились кафе, сувенирные лавки, следующие два этажа занимают выставочное пространство и галерея. Четвертый и пятый этаж – для образовательных проектов «Сириуса», на них располагаются оранжерея и коворкинг с видом на море.
Сказочный космос: проект пешеходного пространства
Школьники придумали прогулочную зону, которая служит входом на территорию «Сириус» с Олимпийского проспекта. В центре пространства – двухэтажный павильон с кафе и смотровой площадкой с видом на море. Основной образ взят из сказочного и мифического космоса. Павильон имеет форму полусферы, он белый со вставками из цветного стекла, которое играет на солнце и дополняет идею сказочного пространства. Кроме зон отдыха, на территории пространства есть зеленый лабиринт для тех, кто хочет пройтись до моря необычным способом. Ребята обратили особое внимание на мощение, расположив на нем изображения планет.
Впереди вода: проект выхода к морю из кампуса
Проектная группа решила спроектировать выход к набережной через интересное, зеленое, многофункциональное пространство, которое объединяло бы городскую и природную среды. Главным объектом территории стал дендрарий и прилегающий к нему парк. Дендрарий выполнен из легких металлических конструкций, полностью стеклянный, в фирме полукруга с открытым внутренним двориком. Он может использоваться как для отдыха, так и для научных и учебных целей.
Кроме дендрария, на территории предусмотрен кинотеатр под открытым небом, арт-объект, тематические развивающие и спортивные площадки.
По последнему слову природы: эко-кафе в комплексе исторического здания
Это проект заинтересовал команду возможностью поработать над реконструкцией исторического здания, не нарушив его архитектуру и атмосферу. От набережной и пляжа здание отделено зеленой парковой зоной. В нынешнем состоянии к зданию не предусмотрен подъезд автотранспорта, пешеходная логистика не выстроена, поэтому создание пешеходного пространства в формате эко-кафе ребятам показалось актуальным. Главная идея эко-кафе – популяризировать экологическое мышление посетителей.
Они выделили пять функциональных зон: амфитеатр, пруд, оранжерея, внутренний двор и коридор. В внутреннем дворе располагаются столики, коридор выполнен из прозрачного стекла и адаптирован под любые погодные условия и гармонично связывает кафе с оранжереей и прекрасным видом.
Умное пешеходное пространство
Эта команда поставила перед собой задачу рассмотреть данную территорию как удобный и интересный транзит от оживленной трассы до моря. Ребята предложили нестандартное решение: парящую двухярусную смотровую конструкцию. Перемещение между уровнями возможны по нескольким альтернативным путям подъема и спуска. Первый ярус для быстрого и прямого передвижения, с велодорожками, парками и небольшим кафе, второй ярус – с тщательно продуманным освещением и подсветкой для долгих прогулок, а также смотровыми и игровыми площадками.
Проект решил сразу две проблемы: разделил потоки пешеходов и объединил разрозненное благоустройство. Теперь пешеходы смогут попасть из точки А в точку Б по новым пешеходным дорожкам и скоростным путям.
Пешеходный трекер
Над аналогичным проектом работала еще одна группа. В его основе – природные формы и плавные линии, повторяющие ландшафт. Основная идея команды состояла в том, чтобы вписать зону для променада в природную среду. В качестве проектного решения ребята предложили благоустроить территорию с помощью геопластики (создание искусственного рельефа путем сооружения насыпных холмов). Новое пространство включает в себя детскую площадку, выставочную зону для Образовательного центра «Сириус», открытую веранду, скейт-парк, коворкинг, а также различные авторские арт-объекты. Например, установлена арка, символизирующая морские волны. Завершает территорию променада кафе, на крыше которого расположена смотровая площадка и лежаки.
Город под холмами
Реализовать многоуровневое пространство, обеспечивающее разнообразие в сценарии передвижения пешеходов решила последняя группа. Создавая образ этого пространства, она объединила природную и городскую среду. С уровня Олимпийского проспекта территория выглядит как множество зеленых холмов с благоустройством и прогулочной зоной, однако под этими холмами скрывается целый комплекс! Каждый «холм» – это элемент торгово-развлекательного пространства, для освещения которого используются световые люки.
По задумке пространство создает три сценария передвижения пешеходов по территории: по уровню земли, по второму уровню, представленному в виде мостиков и переходов, и по самому нижнему уровню, на котором находятся входы в торгово-развлекательные павильоны. Такая сложная структура позволяет разделить потоки людей, не ограничивая их в выборе способа и направления движения.
На программе можно изучить методы и способы проектирования открытых общественных пространств и ландшафтов, научиться исследовать городскую среду и прогнозировать ее развитие, чтобы найти и предложить наиболее актуальные решения по благоустройству пространства. Чтобы решить задачи, которые педагоги ставят перед участниками, нужно погружаться в изучение социологии города, основ проектирования общественного пространства, учиться работать в графических редакторах, программах 3D-моделирования и создавать инновационные презентации с использованием видеооблета проектируемого пространства.
Смотреть запись защиты проектов