В Москве на Поклонной горе есть памятник фронтовой собаке, в Челябинске посреди города стоит бронзовый верблюд, а в Техасе девять скакунов-мустангов несутся по воде, образуя скульптурную композицию всемирно известного фонтана. Создают такое монументальное искусство скульпторы-анималисты – люди, которые видят в животном мире мощное проявление красоты.
Лепить животных и раскрывать их природу можно научиться на программе «Основы анималистической скульптуры» в Образовательном центре «Сириус». Здесь молодые авторы в художественных мастерских могут «оживить» мамонта или слепить рептилию, которую в привычной среде обитания не часто и встретишь. Школьники вместе с педагогами создают настоящие экспонаты практической зоологии. Увидеть их работы можно в Парке науки и искусства «Сириус» и в Сочинском художественном музее на выставке «Сириус.Созвездие молодых талантов».
Что собой представляет профессия скульптора-анималиста и где этому учат – расскажет Татьяна Воронина, педагог Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Скульптор-анималист – больше ученый или художник?
Делить по такому принципу можно очень условно. Художник – потому что любая скульптура начинается с эскиза. Но и ученый – потому что без знания анатомии животных, их повадок и зоологии, создать образ не получится.
Прежде всего, анималист оценивает пропорции объекта: насколько соотносится размер черепа и туловища, подходит ли этот хвост к длине лап, смотрит пластику животного. Такая лепка – целая наука. Только со временем мастер вырабатывает профессиональный взгляд: может сходу оценить натуру и понять, как точнее ее передать. Животных часто лепят в динамике– хотя начинать учебу, конечно, надо со статичных поз.
Находить образы и «набивать глаз» помогают путешествия, походы в зоопарк, лепка по памяти?
Экспедиции и походы на природу для скульптора – как пленэр для художника. Знаменитый художник-анималист Василий Ватагин, считающийся основоположником русской школы анималистики, всегда ходил по заповедникам и зоопаркам с планшетом для зарисовок. Уже дома, по признанию близких, переносил увиденный образ в скульптуру.
В заповедниках мы наблюдаем за зверем в среде обитания, максимально приближенной к естественной. Такая работа с натуры воспитывает глаз и помогает из увиденного выделить существенное. В этом искусстве ничего не получится, если тонкое понимание природы и животных не оформится в целостную систему. Анималист должен быть терпелив. «Сканируя» повадки четвероногого, мы уже прикидываем в голове, как его будем изображать. Из всех вариантов выбираем один, самый выразительный.
Где учиться анималистике и где потом можно работать?
Ты можешь поступить в «Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», там студентам преподают основы профессиональной реалистической скульптуры животных и птиц, учат передавать динамику, образ и характер. Если учишься в художественной школе, то можешь пройти конкурс на профильные программы «Сириуса», где педагоги Академии преподают модуль анималистики. В Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина студенты изучают животных в старинной конюшне на Васильевском острове. После выпуска из вуза можно идти в педагоги, в реставраторы, заниматься сувенирной, садово-парковой или интерьерной скульптурой.
Что почитать
- Как рисовать животных / А. М. Белашов. В нескольких главах – «О наброске», «Рисовать в зоопарке и поле», «Бурундучок», «Костромские лосята» и «Птичий базар» – автор говорит о том, что главное в наброске – это движение и энергия линии и рассказывает об особенностях станкового графического образа.
- Изображение животного: записки анималиста / В. А. Ватагин. «Всякий, кто присматривался к животным, знает, как красивы формы и расцветки зверей, птиц, рыб, насекомых, как разнообразны их движения, как выразительны их физиономии», – пишет Ватагин и объясняет, как художнику-анималисту мир животных дает неисчерпаемый материал для его творческой работы.
Готтфрид Баммес «Изображение животных». Баммес знакомит читателя с образами привычных и экзотических крупных млекопитающих и дарит каждому возможность художественно воплотить свое видение. Книга научит определять пропорции и конструктивно строить образ животного, а также передавать основные формы в состоянии покоя и движения.
Эдуард Лантери «Лепка». Настоящее пособие по лепке, написанное английским скульптором-педагогом на рубеже XIX – XХ столетий. В свое время этот курс получил признание со стороны именитых художников. И хотя с того времени многое изменилось в методах преподавания лепки, этот классический труд представляет для профессиональных анималистов несомненный интерес.
Анималистика: вопросы терминологии и границ жанра / Журнал «Философия и теория искусства». Авторы научной статьи сравнивают различные интерпретаций образов зверей, пытаются вывести наиболее точное определение жанра, понять его специфику и обозначить, какие произведения можно относить к анималистике. Этот теоретический очерк можно считать начальным этапом для изучения анималистики.
Сейчас в «Сириусе» идет набор программу «Основы анималистической скульптуры», которая стартует в октябре. Подать заявки на участие можно до 3 августа включительно.