29 юных исполнителей из 12 регионов сыграли вместе с наставниками сочинения Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера и Шостаковича. К концерту ребята готовились в течение недели с концертмейстерами и артистами. Управлял коллективом дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии Димитрис Ботинис.
Всего за неделю участники программ Образовательного центра освоили приемы оркестрового исполнительства. Все произведения концертной программы для них были новым материалом. Ребята проводили по 6-8 часов ежедневно в музыкальных классах и на репетициях.
Руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева сравнила программу с прыжком с парашютом – очень сложным вызовом, который каждый из 29-ти участников выполнил. Наставники, немногим старше ребят, с большим опытом оркестровой игры учили младших коллег и помогали им осваивать работу в симфоническом коллективе. Для того, чтобы сделать проект регулярным и принимать его уже в новом Концертном зале «Сириус», есть все возможности, отметила Елена Шмелева.
Наставниками 16-летней Анастасии Лапаевой из Москвы стали солист Московской филармонии, лауреат XV конкурса имени П. И. Чайковского Павел Милюков и концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра Елена Таросян.
В группе первых скрипок девушка сыграла Бетховена, Чайковского и Малера. «В оркестр берут с 22 лет, но я счастлива, что уже сейчас смогла принять участие в программе и выступить с коллективом. Павел Милюков учил меня доводить каждое движение смычка и каждый извлекаемый звук до идеала. Освоить новую для меня программу из лучших образцов симфонической музыки помогла опытный концертмейстер», – поделилась Анастасия.
По мнению Павла Милюкова, образовательный проект «Сириуса» и молодежного оркестра решает три принципиальные задачи – творческую, образовательную и профессиональную.
«Дети учатся понимать классические музыкальные традиции, перенимают уникальный исполнительский опыт. Анализируя эти несколько проектных дней, я думаю, что мы стоим у истоков формирования новой уникальной школы оркестрового исполнительства, которая может развиваться в "Сириусе" и открываемых им региональных центрах», – считает скрипач.
Флейтистке Марии Марковой из Санкт-Петербурга 13 лет. Она много знает об устройстве оркестра, но никогда в нем не играла. Вначале было сложно, но но помогли солисты-наставники.
«Мне всегда нравилось слушать оркестр, где каждый знает свою роль, умеет слышать партнера. Теперь я сама попробовала. Сложно просто взять и сыграть материал синхронно с остальными. Нужно считать паузы, следить за темпом, размером, быть усидчивым и сверхсосредоточенным», – поясняет флейтистка.
В составе молодежного оркестра – более 100 музыкантов из 42 регионов России. Проект так же, как и «Сириус», объединяет лучших исполнителей со всей страны, предъявляя к соискателям самые высокие требования. Его участники проводят большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, много гастролируют. В числе наставников и солистов оркестра – крупнейшие и наиболее авторитетные дирижеры мира, среди которых Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Владимир Федосеев, Шарль Дютуа, Василий Петренко и другие, а в числе солистов, выступающих с оркестром, – Денис Мацуев, Вадим Репин, Николай Луганский, Александр Канторов.
Артистический директор коллектива Илья Репенак отмечает: «Для работы в симфоническом коллективе просто необходимы полная личностная и профессиональная самоотдача, дисциплина и, что важно, увлеченность. Попасть в оркестр несложно: достаточно получить высшее образование, прийти к нам на конкурс и сыграть два тура. Первый – сольное исполнение программы, второй тур – оркестровые трудности, это самый сложный и самый ответственный этап конкурса».
Дальнейшее развитие программа с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром может получить в Концертном зале «Сириус», который Фонд «Талант и успех» строит на федеральной территории как профессиональную площадку для крупнейших музыкальных коллективов и исполнителей России и мира, мультимедийных творческих проектов, а также молодых артистов и педагогов.