help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Станислав Катенин – успешный солист и концертмейстер группы фаготов Национального филармонического оркестра России. Заслуженный артист России. Педагог. Заведующий отделением духовых и ударных инструментов Центральной музыкальной школы при МГК им. П.И.Чайковского.

Маэстро – увлеченный человек и большой жизнелюб: например, после исполнения классики на сцене ведущих концертных залов он мчит по Москве на скоростном байке под тяжелый гитарный рок.

Ученики в «Сириусе» говорят, что на его занятия приходят не только за исполнительскими навыками, но и за атмосферой. Станислав Александрович умеет влюбить в инструмент на всю жизнь – наверное, потому что и сам преданно влюблен в музыку.

Катенин уверен: независимо от выбора инструмента, для исполнителя важно ощущать себя в живом контексте – музыкальном и сценическом, чувствовать музыкальную действительность, критически относиться к собственному исполнению. Ведь классическая музыка – это, прежде всего, традиции, высокая исполнительская культура и бессчетное количество эмоций, чувств и смыслов, заложенных композиторами на века.

Назад в будущее

Чтобы понять, каким вырастет юный музыкант, стоит присмотреться к его педагогу. Прилежный ученик всегда забирает от учителя лучшее. Это лучшее и есть почва для его будущего личного роста. Такая творческая трансформация длится не пять, десять или даже пятнадцать лет, а всю жизнь. Станислав Катенин признается: «Например, я слушаю свои ранние записи и не верю, что их играл я. А ведь тогда мне казалось, что это звучит здорово!»

К слову сказать, прежде чем выбрать фагот, я освоил фортепиано, затем трубу. Но среди всех искренне любимых им инструментов главное предпочтение у фагота, духового инструмента старой Европы.

Моего первого педагога по фаготу звали Арнольд Маркович Иршаи. Не могу сказать, что именно он привил любовь к музыке – она была. Но вот любовь к инструменту – это да. От него я взял лучшее: научился, где это надо, выключать голову и включать сердце, точнее – даже не сердце, а энергию, которую слушатель способен уловить.

  • Фагот, можно сказать, не такой яркий инструмент, как, скажем, флейта или труба, но не менее интересный. Какие у него уникальные выразительные средства! Для него написано очень много хорошей музыки – и сольной, и ансамблевой. У Арнольда Марковича я учился семь лет. А как известно по психологии, человеческая жизнь развивается именно семилетними циклами. Мы набираем определенный опыт и переходим на более высокий уровень, обновляемся.

Не творчество, а ремесло

Позже я обучался у выдающегося профессора Юрия Семеновича Рудометкина в Академии Гнесиных. Он был особым и значимым явлением в музыкальном мире. Моя работа солистом в оркестре Большого театра началась в 21 год - я как раз учился под началом профессора на третьем курсе. Этап серьезного профессионального роста, когда каждый отработанный концерт подчинен определенной идее: например, вырасти из каких-то своих музыкальных привычек и выйти за грани принятых условностей.

Спустя 14 лет я попал на работу к Владимиру Спивакову - это был уже совсем иной, новый опыт. Тогда по большей части шлифовались нюансы, которые и заметны были, пожалуй, только мне. Так и пришел к выводу: развитие любого творческого человека бесконечно, никогда не надо «застаиваться» - это ловушка.

  • Если ты стараешься, а вокруг ничего не происходит, то значит, творчество закончилось и началось обычное ремесло, работа с девяти до шести с обедом по расписанию. Это тупик для творческого человека.

Внутренний компас

Вы спрашивали, какой внутренний критерий помог мне начать играть на ведущих площадках с известными коллективами России. Да собственно, критерий всего один: высокое качество исполнения. Ты выходишь на сцену каждый день и должен быть в своей лучшей рабочей форме. В молодом музыканте должны быть три вещи: постоянство, упорство и качественное исполнение. Вот тогда он сможет открывать любую дверь.

  • Мы исполняем одно произведение, одну симфонию, один спектакль, и каждый раз это звучит по-разному. И всегда удачно. Это и есть творчество: когда самое опытное ухо не улавливает, где заканчивается композитор и начинается музыкант.

Когда одной только музыки мало

Я думаю, каждому исполнителю хоть раз задавали вопрос: кем бы он стал, если бы не музыка. Я затрудняюсь сказать, но, во-первых, очень люблю автомобили и мотоциклы. И дело даже не в скорости. Мотоциклист – это всегда певец дороги. Когда ты за рулем наедине с ней, голова буквально проветривается, начинает по-другому работать. Хотя быть гонщиком, наверное, не смог бы по темпераменту. Ну а вот чинить железных коней, собирать их, перебирать и «грейдить» – это запросто. Мне кажется, меня увлекла бы собственная автомастерская.

  • Оборотистый спортбайк не для меня. Но надежного «харлея» вполне достаточно, чтобы почувствовать вкус победы, отправляясь со старта светофора.

И теннисный корт, и футбольное поле, и разделочная доска

Если не музыка, скорее всего, я бы стал теннисистом или футболистом. Профессиональный спорт очень увлекал меня в детстве и помогает всю зрелую жизнь. Игра на любом музыкальном инструменте (а уж особенно на духовом) требует хорошей физической подготовки. В большой спорт я не попал из-за травмы, но это определенно могло бы стать моим планом Б.

  • Моя жена, Галина – чемпионка России по фехтованию и призер чемпионата Европы по современному пятиборью, поэтому она следит за моей физической формой и за тем, чтобы я постоянно занимался. Я не сопротивляюсь – мне нравится постоянно быть в движении.

Еще одно хобби – кухня. Мне кажется, я смог бы стать успешным шеф-поваром или руководить авторской кухней, написать собственную поваренную книгу. Собрать в одной тарелке лучшие ингредиенты – по большому счету тоже искусство. Кстати, готовить я люблю под музыку. Поэтому сочинения любимых композиторов всегда в плей-листе, когда я за разделочной доской. Я вообще все делаю под музыку, но тут другое – хорошая еда и хорошая музыка созданы друг для друга.

  • Глубоко уверен – испортить еду нельзя. Любой продукт можно приготовить настолько сложно, что никому в голову не придет, что это обычная морковь.

Пока непокоренная вершина

Да, такая есть! Дирижерский пульт - место, за которым я хотел бы себя попробовать. Собственно, чему сейчас и учусь (к вопросу о творческой трансформации). Прохожу обучение на двухгодичных курсах «Художественный руководитель оперно-симфонического оркестра». Конечно, у меня даже в мыслях нет менять специальность. Но продирижировать оркестром – моя новая высота.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!