help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В этом году первые магистранты программы «Развитие детской одаренности» защитили свои диссертации. Студенты представили экзаменационной комиссии результаты своих исследований, которые проводили в течение двух лет. Прикладные магистерские диссертациибыли апробированы в «Сириусе» и региональных центрах, создаваемых с учетом опыта Центра. Рассказываем, как организован учебный процесс программы и к каким результатам пришли первые выпускники.

Дистанционка и action research

Совместная программа Образовательного центра «Сириус» и Московского городского педагогического университета (МГПУ) открылась в 2018 году. Одна из главных ее целей — подготовить педагогов и управленцев, которые могли бы создавать и развивать центры поддержки одаренных детей в регионах по модели и с учетом трансляции успешных практик «Сириуса».

Студенты используют пакет приложений для разных задач: Teams, Class OneNote, Stream, SharePoint, Forms, OneDrive, Outlook. Магистранты учатся планировать и проводить междисциплинарные исследования в области психологии детской одаренности, проектируют новые образовательные системы и программы работы с одаренными детьми. 

Образовательный процесс программы базируется на принципе action research – исследование, целью которого является не просто получение новых знаний, подтверждение гипотез, сбор эмпирических фактов, а решение практических задач, связанных с изменением ситуации.

В исследовательскую работу помимо научных руководителей вовлечены внешние консультанты и эксперты. Такая тесная связь с работодателем в лице «Сириуса» и других партнеров углубила прикладной характер обучения.

От науки к практике

В конце июня 15 магистрантов представили результаты своих исследований экзаменационной комиссии на защите.

Работы оценивали классики в сфере исследования одаренности: ректор Института консультативной психологии, профессор ВШЭ Вадим Петровский; ректор МГПУ Игорь Реморенко; ректор Адыгейского государственного университета, председатель Ассоциации школ-партнеров «Сириус» Дауд Мамий; директор городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Любовь Олтаржевская; ученый секретарь Ученого совета МГПУ Роман Комаров; координатор программы «Развитие детской одаренности» Олег Зверев.

Студенты изучали способы регуляции эмоций при решении математических задач, особенности эмоционального интеллекта школьников с разными видами одаренности, уровень социальной тревожности воспитанников профильных программ «Сириуса». Важная часть работ была посвящена решению конкретных практических задач региональных центров выявления и поддержки талантливой молодежи. Магистранты создавали для регцентров инструменты медиапланирования, финансово-экономические модели для работы, разрабатывали подходы для сопровождения выпускников профильных программ «Сириуса». 

Магистр Марина Кукарцева разрабатывала методики привлечения кадров для региональных центров по работе с одаренными детьми. Молодая исследовательница предложила механизмы и источники привлечения кадров, а также инструменты для оценивания эффективности работы отобранных педагогов.

«Мы сотрудничали с несколькими региональными центрами, оценивали компетенции педагогов, выявляли дефициты в области привлечения специалистов. Полученные данные оформили в модульную методику, которая содержит реальный опыт образовательных организаций. Наша методика имеет универсальный характер и может применяться как в полном объеме, так и частичными элементами. Само исследование помогло очертить круг кадровых проблем и взглянуть на дефициты центров в регионах, оценить риски в будущем и наметить ряд решений», – рассказала Марина Кукарцева.

Проекты студентов уже были апробированы в «Сириусе», Адыгее, Челябинской и Свердловской областях, Москве и будут внедрены в практику.

«Нашей главной задачей было прийти к результатам, которые можно внедрить в работу. И первый выпуск показал эффективность нашего подхода. Изначально программа создавалась под конкретные задачи в рамках партнерского взаимодействия с образовательными организациями. И это помогает нам быть гибкими: программа модернизируется и дополняется новыми контекстами, что очень важно в эпоху перманентных изменений», – рассказал Роман Комаров.

Среди планируемых изменений программы магистратуры в рамках адаптации под запросы практиков – введение дополнительных курсов по эмоциональному интеллекту, развитию личностного потенциала и другим актуальным проблемам, а выпустившиеся в этом году магистры продолжат работу над своими исследования уже в качестве действующих практиков в образовании и в рамках аспирантуры.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!