В апреле «Сириус» знакомил вас с шедеврами классического танца из коллекций Большого и Мариинского театров. Каждые выходные сотни человек смотрели записи в наших подборках: «Баядерку» и «Жизель», «Гаянэ и «Времена года». Теперь мы рассказываем о легендарных танцовщиках, которых принимали с овациями на лучших сценах мира и которые определили судьбу отечественного балета. Начнем с XX века, и, переходя от эпохи к эпохе, постараемся охватить несколько поколений выдающихся артистов.
Например, в прошлый раз вы узнали об исполнении 32-х фуэте Матильды Кшесинской и уникальной манере танца Анны Павловой. Сегодня познакомимся с Натальей Дудинской – знаменитой примой-балериной Мариинского (Кировского) театра, с символом русского балета Галиной Улановой и с великими балетными педагогами Асафом Мессерером и Софьей Головкиной.
Наталья Дудинская
Имя Наталии Дудинской стало легендарным еще при жизни. Выпускница Ленинградского хореографического училища, ныне – Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, стала целой эпохой в балетном мире. Более 30 лет она танцевала в Мариинском театре, а оставив сцену, преподавала в родной альма-матер более полувека.
Одна из первых ролей Натальи Дудинской – придворовая танцовщица Мирель де Пуатье в «Пламени Парижа». В ее творческой жизни значительное место занимал классический репертуар: она превосходно исполняла партии Китри, Никии, Одиллии, Раймонды, и при этом оставалась мастером танцевального дуэта. Ее партнерами были Вахтанг Чабукиани, Борис Брегвадзе. Дудинская стала самой первой партнершей Рудольфа Нуриева, а легендарный танцовщик Константин Сергеев был ее спутником не только в танце, но и в жизни.
Предлагаем посмотреть два фрагмента балетных дуэтов Натальи Дудинской: с Вахтангом Чабукиани в «Баядерке» (1940) и с Константином Сергеевым в «Лебедином озере» (1940).
Галина Уланова
Она мечтала стать морячкой, но в 9 лет родители привели ее в хореографическое училище. В начальных классах она училась у своей матери – педагога классического танца Марии Романовой, а в старших и выпускном – у Агриппины Вагановой. После Уланова и поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).
Галина Уланова превратилась в такой же символ русского балета, что и ее великая предшественница Анна Павлова. Выверенность каждого движения, внутренняя сосредоточенность и невероятная легкость в танце делали ее желанной танцовщицей всех балетов классического репертуара. В качестве профессиональной балерины Уланова дебютировала в 1928 году с партией Флорины в «Спящей красавице». Затем последовали другие блестящие в ее исполнении партии: ее танец в «Жизели», «Лебедином озере», «Бахчисарайском фонтане», «Ромео и Джульетте», «Умирающем лебеде» не оставлял равнодушным никого.
Последнее выступление Улановой состоялось 29 декабря 1960 года в «Шопениане», которая стала началом и концом карьеры: это был ее выпускной (дипломный) спектакль и последний, который она дала в 50 лет.
Асаф Мессерер
Асаф Мессерер – родной дядя знаменитый балерины Майи Плисецкой – был великим танцовщиком и балетным педагогом. В балет влюбился с первого взгляда, когда попал на балет «Коппелия». Мессерер попытался поступить в Хореографическое училище при Большом театре, но в то время ему было уже шестнадцать лет, и его не приняли.
Тогда Асаф начал заниматься в частной студии классического танца, где его обучили азам балетного искусства. В этой студии его заметил балетмейстер Александр Горский, искавший таланты, и помог поступить в Хореографическое училище. Правда, в силу возраста, ему пришлось осваивать программу восьми лет всего за один год. В мае 1921 года после выпускных экзаменов многие ученики были приняты в Большой театр, в их числе был и Асаф Мессерер.
Сначала он выступал там в кордебалете, одновременно продолжая учиться и совершенствовать свое хореографическое мастерство. Вскоре его стали замечать и поручали уже более значительные роли. Партии в балетах «Конек-Горбунок», «Лебедином озере», «Корсаре», «Волшебном зеркале» он танцевал, создавая динамичные образы за счет мужественных, сильных прыжков и подвижности.
Большой радостью для артиста стала роль Колена в «Тщетной предосторожности» – одной из любимых его партий. И всюду Мессерер, сохраняя безупречность техники, вносил какие-либо новшества, усложняя и развивая свою хореографию.
Предлагаем посмотреть фильм о жизни и творчестве Асафа Мессерера.
Софья Головкина
Жизнь балерины и педагога Софьи Головкиной – это особая страница истории русского классического балета. В восемнадцать лет перед ней открыл двери Большой театр. Почти сразу Софье стали предлагать ведущие партии: Одетта-Одиллия, Раймонда, Баядерка, Аврора, Китри, Сванильда, Лиза, Маша, Диана Мирель, Зарема, Параша.
Бешеная энергия и героическая манера танца балерины стали легендой: во время расцвета сольной танцевальной карьеры в Большом театре с 1933 по 1959 год она исполнив главные партии в трех десятках классических и современных балетов.
Известный балетный педагог Ольга Лепешинская говорила о Софье Головкиной: «Она была очень сильная танцовщица. Она делала великолепно фуэте, а я не умела! Представляете весь ужас моего положения?! Если бы Головкиной сказали сделать 64, она бы сделала эти 64 – настолько она была технически подтянута. Такое количество фуэте, да еще в таком темпе! Поклонники были в большом восторге».
В 1959 году она, находясь в расцвете творческих сил, покинула сцену и стала бессменным директором Московского хореографического училища, ныне Академии хореографии. За 40 лет работы Софья Головкина выпустила не одно поколение именитых танцовщиков. В своих учениках Головкина развивала талант, вырабатывала в них выносливость и железный характер. Воспитанницы Головкиной добивались признания и становились примами.
Танцевальные фрагменты Софьи Головкиной на сцене Большого театра