В апреле «Сириус» знакомил вас с шедеврами классического танца из коллекций Большого и Мариинского театров. Каждые выходные записи в наших подборках смотрели сотни человек. Но мы решили расширить тему и рассказать о легендарных танцовщиках, которых принимали с овациями на лучших сценах мира. Своим талантом они определили судьбу отечественного балета. Начнем с XX века, и, переходя от эпохи к эпохе, постараемся охватить несколько поколений выдающихся артистов.
Матильда Кшесинская
Выдающуюся танцовщицу императорской сцены Александр III называл «украшением русского балета». После ее громкого дебюта в «Спящей красавице» Чайковского придворный хореограф Мариус Петипа писал партии специально для нее. К слову, именно она первая сумела повторить за итальянкой Пьяриной Леньяни исполнение 32-х фуэте, что никому из русских балерин того времени не покорялось.
Кшесинская – солистка Мариинского театра и танцовщица Дягилевских русских сезонов – совсем не обладала хрупким телосложением и многими качествами, присущими соперницам по сцене. Но при этом отличалась фантастической силой воли и выносливостью. Последний раз она станцевала в лондонском театре в Ковент-Гардене в возрасте 64 лет, а скончалась в 99, не дожив до своего юбилея всего несколько месяцев.
Анна Павлова
Для звезды Мариинского театра и одной из величайших балерин своей эпохи, рисовал афиши сам Валентин Серов. Количество ее гастролей превышало турне любой другой балерины ее времени. Своей уникальной манерой танца Анна Павлова повлияла на отечественный балет. В прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой танцовщице не было равных.
Еще большего успеха она достигла в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Павлова в последний раз выступила в России в 1913 году, затем покинула страну и больше сюда не возвращалась. За рубежом ее прозвали «русским Лебедем». Она танцевала в «Павильоне Армиды» в редакциях Черепнина и Фокина, в «Египетских ночах», в «Спящей красавице» Петипа.
Вацлав Нижинский
Он жил на стыке XIX и XX веков и был человеком, который открыл миру мужской танец и чьи балетные партии стали новаторским явлением того времени. Дебютировал на сцене Мариинского театра в 15 лет – в балете «Ацис и Галатея», и с того дня его имя не сходило с газет и театральных афиш. Нижинский стал премьером, а его партнершами по танцу были Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская и другие.
Легенду «Русских сезонов» зрители всегда щедро одаривали овациями – он покорял их неординарной внешностью, мужской харизмой и виртуозным танцем. Его называли человеком-бабочкой и «царем воздуха». Именитому хореографу Михаилу Фокину, который ставил для него балетные партии, был близок характер природной пластики танцовщика, понимание эстетики нового танца, его отклик на новаторские идеи. Поэтому Нижинскому всегда были обеспечены главные роли: он играл Белого раба в балете «Павильон Армиды», Раба Клеопатры в «Египетских ночах», юношу в «Шопениане» и др.
Вахтанг Чабукиани
Еще один величайший классический танцовщик – наследник лучших традиций петербургской школы, и вместе с тем, воплощение богатейшего грузинского танцевального фольклора – Вахтанг Чабукиани. Хореограф, педагог, основатель грузинской балетной школы: он был ярким примером для многих поколений артистов, а сам он стремился к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического гения. После первого своего выступления с партнершей Татьяной Вечесловой в Карнеги-холле, американские газеты запестрели заголовками о великом танцовщике. За свою гастрольную карьеру он выступил практически на всех ведущих сценах мира.
Интересно, что на сцену артиста привел случай: он зашел в балетную студию Марии Перини и влюбился в классический танец. Вахтанг убедил отца отдать его учиться балету, позже он будет танцевать на сцене Мариинки и станет руководителем балетной труппы Тбилисского театра оперы и балета имени Палиашвили.
О танце Чабукиани ходили легенды. Говорили, что он умеет летать. Чабукиани обладал безупречной «балетной» фактурой – стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями, мягкими, пластичными руками и необыкновенными способностями к вращению. Техника его танца всегда приводила публику в восторг.