help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Серию панельных дискуссий на саммите «Большие вызовы» продолжила тема цифровизации транспортной отрасли. О том, как сегодня создается единое цифровое транспортное пространство для пассажирских и грузовых перевозок, как делают эти перевозки более безопасными, удобными, доступными для людей и бизнеса, снижая издержки и расширяя экспортные и транзитные возможности, рассказали директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин, руководитель Центра управления и обеспечения безопасности движения АО «НИИАС» Павел Попов и генеральный директор Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем РЖД Денис Трошанов.

Цифровые технологии – это не далекое будущее, а то, что происходит с транспортной отраслью уже сегодня. Вкладываясь в информационные технологии на железной дороге, компании планируют повысить безопасность перевозок, улучшить логистику, удешевить техобслуживание и оптимизировать расписание.

По словам Евгения Чаркина, в транспортно-логистической крайне востребована технология блокчейн. Она позволяет мгновенно создавать и проверять транзакции, оптимизируя бизнес-процессы и снижая риски мошенничества, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, реализует распространение информации в распределенной среде без единого оператора, автоматизирует выполнение смарт-контрактов и, наконец, гарантирует сверхвысокую степень защищенности базы, устойчивость системы к хакерским атакам.

«Пилотные проекты РЖД в этой области заключаются в создании единого информационного пространства, доверенной среды вагонного комплекса. В рамках одной блокчейн-платформы мы можем обеспечить контроль жизненного цикла вагонов и запчастей, а также удобно планировать подвод грузов (дорога-порт)»,  отметил спикер.

Целевые показатели цифровой трансформации железнодорожного транспорта дают неплохую статистику. Например, доля электронных билетов в поездах дальнего следования сегодня составляет 70%, а услуги грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде, востребованы на 75%. Вместе с тем электронные документы при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки) оформляются в 90% случаев.

Свое видение будущего транспорта представил Павел Попов. Он презентовал проект поезда нового поколения  беспилотную «Ласточку», которая уже через несколько лет может начать курсировать по Московскому центральному кольцу. Работает она так же, как и ее собратья  быстро и почти бесшумно. Из особенностей  отсутствие машиниста в кабине. В придачу поезд обладает техническим зрением, которое в разы точнее человеческого глаза. Шесть камер «видят» в темноте и способны заметить даже небольшой объект на рельсах на расстоянии в полкилометра. Перед любым препятствием локомотив будет тормозить автоматически.

«Способность обнаруживать препятствия на пути на расстоянии большем, чем тормозной путь,  одно из важных преимуществ поезда,  объясняет Павел Попов.  Он должен отвечать всем основным требованиям к беспилотной системе управления: обладать высокой автономностью и надежностью бортовых систем, оперативно реагировать на нештатные ситуации и уметь обнаруживать и распознавать неисправности инфраструктуры».

Сейчас введение беспилотников в эксплуатацию требует принятия новых нормативных актов, а сами поезда еще будут проходить испытания, но, согласно прогнозам, на линию они смогут выйти в ближайшие пару лет.

Выступление на пленарной сессии Дениса Трошанова  о востребовании Отраслевым центром разработки и внедрения информационных систем РЖД молодых перспективных специалистов. По его словам, сейчас ОЦРВ специализируется на больших данных, виртуальной реальности, искусственном интеллекте, технологиях блокчейн и предиктивной аналитике (прогнозирование будущего поведения объектов и субъектов с целью принятия оптимальных решений).

Многие из начинавших в ОЦРВ специалистов, говорит Денис Трошанов, сегодня занимают руководящие позиции в известных компаниях IT-индустрии, некоторые сами стали владельцами своих компаний.

«ОЦРВ  достаточно крупная по российским меркам IT-компания, существующая более 20 лет: сейчас у нас 1000 человек, около 10 филиалов по стране, хороший бюджет, и если говорить о практике, то более 50% IT-систем РЖД было создано именно нашими сотрудниками. Мы не занимаемся интеграцией чужих продуктов, мы  разработчики исключительно своих решений, поэтому приходите, стажируйтесь, оставайтесь работать»,  обратился спикер к студентам.

Также Денис Трошанов рассказал слушателям сессии о сотрудничестве Фонда «Талант и успех» и Отраслевого центра, отметив, что благодаря этому партнерству в Сочи открылся офис-филиал ОЦРВ, который занимается проектами, наиболее востребованными на рынке информационных технологий и решающими актуальные научно-прикладные задачи компаний-заказчиков.

В июле 2019 года на образовательной программе «Большие вызовы» школьники Сириуса под руководством специалистов ОЦРВ разрабатывали VR-симулятор для обучения работников железной дороги сортировке вагонов на путях. Специалист-сортировщик должен разбирать приходящие на станцию составы на вагоны и пересобирать их в новые составы вагонов с учетом целей следования, груза и места назначения. Обучение профессии сортировщика требует крупногабаритного оборудования. На реальных станциях обучать новичков небезопасно, а специально строить для них полноразмерные физические симуляторы очень дорого и долго. Продукт, созданный школьниками под руководством специалистов, — по сути, компьютерная игра в виртуальной реальности и позволяет обучаться рабочему навыку.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!