help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мартовская научная программа по направлению «Информатика» в «Сириусе» проходит при научно-методическом сопровождении МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Центра Педагогического Мастерства г. Москвы при участии членов Центральной предметно-методической комиссии по информатике,  и принимает 102 школьника 9-10 классов из 39 регионов России. Главным образовательным вектором для стажеров стала подготовка к олимпиадам по информатике и программированию всероссийского уровня.

Мартовская образовательная программа по информатике

Об отборе школьников на мартовскую образовательную программу и ее специфике, в «Сириусе» рассказала кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Андреева.

– Елена Владимировна, расскажите, по каким критериям школьники отбирались на мартовскую образовательную программу?

– По результатам на регионального этапа Всероссийской олимпиады по информатике, без дополнительных испытаний. Стоит отметить, что направление «Информатика» в «Сириусе» достаточно молодое. Первая программа была проведена в июне прошлого года. Тогда участие в ней приняли школьники, ставшие призерами заключительного этапа олимпиады. В этом же году мы принимаем в том числе и участников, которые или едут на заключительный этап впервые, или в прошлом году не взяли призовых мест, но расположились на высоких позициях в итоговом рейтинге регионального этапа, набрали необходимое количество баллов для прохода в следующий этап. 

– Еще один рубеж преодолен: школьники, проявившие способности к олимпиадной информатике, стали воспитанниками «Сириуса». Как теперь здесь выстраивается с ними работа? 

– Уровень подготовки у приглашенных школьников все-таки разный. Из 102 участников образовательной программы, примерно 65 проходят на заключительный этап олимпиады. Они регулярно решают более сложные задания тренировочных туров. Для других ребят программа выстроена несколько иначе: школьники попросили сделать упор на тренировку в области алгоритмов и структур данных, решение задач на языке программирования, развитие навыков отладки программ.

– В «Сириусе» накануне состоялась XII Открытая олимпиада школьников по программированию за 2017/18 учебный год. Какие перспективы она открывает перед участниками?

– Открытая олимпиада по программированию, наряду со Всероссийской олимпиадой по информатике, считается одним из самых престижных конкурсов в стране и включена в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Минобрнауки России. Она имеет первый уровень, и успешно выступившие в ней школьники получают значительные льготы при поступлении в ведущие вузы страны на профильное направление по предмету олимпиады. Призерами Открытой олимпиады по программированию стали четыре воспитанника «Сириуса», это хороший показатель.

– Между тем, образовательная программа в направлении все еще продолжается. Расскажите о ее прикладной части: на какие темы ребята решают задания?

– Так как цель мартовской программы – подготовка к олимпиадам высокого уровня, то понятно, что формат олимпиадный. Но даже в олимпиадной информатике многие задачи носят больше практический характер. Часто это оптимизационные задачи. Например, о поездке на метро, когда с учетом входных и выходных данных, надо определить, сколько билетов каждого вида (на 1 поездку за 15 рублей, на 10 поездок за 125 рублей или на 60 поездок за 440 рублей) должен приобрести пассажир, чтобы суммарное количество оплаченных поездок было не меньше n, а общая стоимость приобретенных билетов – минимальна. Это один из самых простых примеров.

Очень много заданий, решения которых требуют применения теории графов, где условно их вершинами могут быть города, а ребрами – дороги, которые следует проложить между населенными пунктами. Или, предположим, нужно дополнить сеть имеющихся в России дорог новыми автострадами, соединяющими города-миллионники. И ребятам может быть предложено определить, как надо проложить дороги, чтобы суммарная длина новых трасс, соединяющих все выбранные города, была бы минимальной.

Вот еще интересная задача, посвященная Сочи-2014, которую уже решали наши участники. Согласно условию, следовало выяснить, как, учитывая ресурсные возможности нескольких строительных фирм, в сжатые сроки реализовать весь план застройки олимпийских объектов. То есть, выразить это в том числе и математически! И мы еще раз убеждаемся, что это не просто сложные, но и достаточно практические задачи. 

– Опыт, действительно уникальный. Что станет итогом этой образовательной программы?

– Самые сильные школьники, которые готовятся решать олимпиадные задачи в условиях, похожих на олимпиады высокого уровня, научаться распределять отведенное на решение задач время и его планировать, а также применять полученные во время программы знания. Участники программы, которые были заняты на тренировочных турах, освоят много профильных тем, над которыми они смогут продолжать работать, когда вернутся домой. Мы им каждый день рассказываем какую-то новую тему и даем блок задач, который они могут продолжить решать сами, вне «Сириуса». Потому что главная цель образовательной программы – не подвести итог, а дать школьникам векторы дальнейшего развития, чтобы они продолжали исследовать новые области и углубляться в изученные, определяя для себя траекторию будущей профессиональной деятельности. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!