help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Весь Толстой в один клик» (перевод культурного наследия писателя в цифровой формат), интерактивная литературная энциклопедия «Живые страницы» в приложениях на платформе Android, читательский онлайн-марафон «Каренина. Живое издание» и «Чехов жив», гигантский чтецкий флешмоб «Мастер и Маргарита. Я там был» и самый масштабный проект «Война и мир. Читаем роман» – в своих литературных проектах известной теле- и радиоведущей Фёкле Толстой удалось объять необъятное: объединить читателей всего мира.

О том, как, следуя завету Льва Николаевича, «воспитывать свою душу во взаимодействии с хорошими текстами», праправнучка классика рассказала воспитанникам февральской смены на творческом литературном вечере в «Сириусе».

«Мы с коллегами завели разговор: что можно делать с классическим текстами. Многие ответят: ничего. Чтить, любить, читать. И все. Но мне кажется, возносить на пьедестал классическую литературу и ничего с ней делать – это путь бесперспективный. Так и родилась идея с помощью современных технологий провести читательские проекты», – рассказывает журналистка.

Не удивительно, что первый вопрос, который возник у ребят, был об источнике вдохновения: «Откуда берутся идеи, силы, чтобы увлечь проектами полмира и вообще, довести все до конца, не утратив первичного запала?».

– Как мне это удается? Не знаю… Возможно, тут сказывается то, что я не только филолог, но и училась на режиссерском. А вопрос приспособления (адаптации) материала под какие-то определенные условия, будь то время, или форма – прямая обязанность режиссера. Мне всегда хотелось что-то сделать для литературы. Что касается масштабов и ведения до конца: просто чем шире вы мыслите, чем проще задумывать огромные и невероятные проекты. Больше шансов, что они реализуются. Не надо пугаться масштабов. Мысли смело, бери и делай.

Фекла Никитична, а собираетесь ли Вы в этом году запускать какие-нибудь новые чтецкие проекты? (Сыскина Олеся, город Ростов-на-Дону, направление «Искусство»).

– Пока нет. Я признаюсь, что в настоящий момент, сделав 3 проекта: «Толстой», «Чехов» и «Булгаков», как-то так задумывалась над тем, что же дальше. Я не знаю пока, что дальше. Толстого в прямых трансляциях по всему миру, уже читали из космоса, читали на всех языках – что на сегодняшний день может быть еще масштабнее? У меня пока нет ответа.

– Вы бы не хотели устроить детские чтецкие проекты, чтобы со всех точек мира читали знаменитых детских авторов? (Мирошниченко Марина, город Волгодонск, направление «Искусство»).

– Была такая идея, хотелось реализовать подобный проект, но ему пока этому препятствует ряд проблем. Но это было бы очень здорово. К тому же после чтений «Войны и мира» я увидела, как потрясающе читают дети. Поэтому об этой идее забывать не стоит.

– Как Вы относитесь к современной литературе? (Изотова Екатерина, город Хабаровск, направление «Спорт»).

– Хорошо к ней отношусь. Я сейчас не так много слежу за тем, что появляется на книжных полках, но понимаю, что для многих читать современную литературу интересней, потому это написано «здесь и сейчас». И нужно понимать, что, читая «старые» книжки, мы, как в музее, видим вещи, отобранные, рекомендованные временем, эпохой. Это то же самое, что прийти в галерею современного искусства не разобраться, что на самом деле важно и ценно, а что нет. Но, с другой стороны, это всегда работает в каждое время по-своему.

А у меня вопрос о современной системе образования. О том, как зачастую школьникам преподносят современную литературу в «мертвой оболочке», отдаляя их от классики, заставляя заучивать то, что сказал, например, Белинский, потому что «пригодится на экзамене». Каково Ваше мнение по этому поводу и что с этим можно сделать? (Гоголева Лада, направление «Наука»).

– Мы можем делать только то, что в наших силах. Если мы можем только сожалеть, ничего не предпринимая, это один вопрос. Если мы хотим развиваться и расти – это другое. Этому ничего сегодня не препятствует. Главное, не сидеть на месте, говоря обо всем в страдательном залоге. Я, сетуя, что «русские классики притаились на полках, как бедные родственники», придумала, как их «осовременить». Мне кажется, что ваше, новое поколение, должно распространять этот читательский интерес, предлагать новые формы популяризации культуры и литературы.

Говоря о том собирательном образе учителя, которого вы обозначили, можно предположить, что он вас, поколение, то есть, не знает. Не знает, как преподнести вам классиков со всеми их великими идеями. Просто надо чуть-чуть приоткрыть дверь в текст, чтобы промелькнуло нечто живое, за что можно было бы зацепиться.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!