2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Студенты и аспиранты российских университетов могут прокачать свои педагогические навыки и опыт организации проектной работы в рамках программы «Сириус.Лето: начни свой проект». Здесь они выстраивают работу с командой школьников над реальными задачами от индустриальных компаний и научных институтов.
О практиках наставничества в научно-технологическом творчестве поговорили с опытными наставниками программы «Сириус.Лето».
Михаил Мордасов, Тамбов
Михаил учится в аспирантуре Тамбовского государственного технического университета по направлению «Материаловедение и технология», а также занимается преподаванием. О программе «Сириус.Лето» он узнал два года назад. В 2023 году вместе с ее участниками наставник реализует проект родного университета, в котором команда разрабатывает новый высококачественный материал для обустройства защитно-декоративных покрытий строительных конструкций.
Как включился в программу
О программе «Сириус.Лето» я узнал от коллег в университете. Наша кафедра давно проводит работу со школьниками, например, мастер-классы для будущих абитуриентов. Проектная деятельность позволяет уделить больше внимания профориентации, помочь ребятам найти новые увлечения и раскрыть свои способности. Я занимаюсь прикладной наукой и педагогикой. Очень люблю обе эти сферы, которые объединяет «Сириус.Лето».
О наставничестве
«Наставничество проходит через всю мою жизнь. Я родился в семье исследователей. Мой дедушка – Мордасов Михаил Михайлович – заслуженный изобретатель РФ, почетный работник науки и техники. Его специальность – “инженер-электромеханик по автоматизации”. Научные труды Михаила Михайловича широко известны в нашей стране и за рубежом и посвящены новым эффективным методам исследования свойств жидкостей, что определило их востребованность на предприятиях химической промышленности.
По его стопам пошел мой отец – Мордасов Денис Михайлович. Он доктор наук, профессор, заведующий кафедрой “Материалы и технология”. Я третий в поколении материаловедов. Еще со школьных лет папа старался привлекать меня к разным интересным задачам, познакомил с особенностями профессии, погружал в науку. Новые материалы – это очень перспективная отрасль, и он смог меня вдохновить на занятия. Сейчас я сам работаю со школьниками. Прежде всего, как и отец, я стараюсь показать науку с интересной стороны. Ведь именно с интереса все начинается.
Ребята, которых я курирую, только пробуют себя в науке. И для меня это большая ответственность. Когда они работают руками и видят результат – а в нашем случае это новый качественный материал – это очень вдохновляет.
Это великолепный опыт и для школьников, и для наставника. Для меня это тоже вызов: проверить, насколько хороший я педагог, умею ли увлечь темой, донести смыслы. Поэтому наставником быть не только интересно, но и полезно».
Руфина Шефрукова, Адыгея
Руфина Шефрукова из Адыгейского госуниверситета два года назад включилась в «Сириус.Лето» как наставник и региональный координатор программы в Адыгее. Параллельно с этой деятельностью Руфина преподает информационные технологии в университете и учится в аспирантуре на третьем курсе факультета математики и компьютерных наук. В этом году на программе «Сириус.Лето» она курирует экологический кейс и исследует с командой проблему переработки использованных автомобильных шин.
О наставничестве
«Вся моя учебная жизнь и работа связаны с факультетом математики и компьютерных наук. На этом пути мне помогли многие педагоги, руководители моих дипломных работ. Конечно, это ректор Адыгейского государственного университета Дауд Казбекович Мамий. У него огромный опыт, который я и мои коллеги стараются перенимать. У руководителя нашего Регионального центра “Полярис.Адыгея” Романа Николаевича Чумакова я учусь выстраивать проектную деятельность, как заинтересовать ребенка и погрузить его в новый проект. Также на меня повлияла очень талантливый преподаватель АГУ Виктория Викторовна Бучацкая.
Если педагогу удается заинтересовать школьника новой сферой знаний, можно добиться очень больших успехов. У нас в региональном центре был Владислав Панин, который занимался в кружке по виртуальной реальности, где одним из модулей было 3D-моделирование. После школы он поступил учиться на повара, но свое новое увлечение не забросил, а продолжил изучать эту сферу. Он практически все освоил сам, периодически обращаясь за помощью к нашим педагогам. И уже в этом году он сам начал вести кружок по 3D-моделированию и визуализации для детей.
Для школьников программа “Сириус.Лето” – это реальный шанс предложить свое решение, проявить себя, включиться в значимый коммерческий, общественный или научный проект. Сопровождая ребят на этом пути, ты систематизируешь свои знания, учишься применять их на практике, развиваешь проектное движение в своем регионе, принося реальную пользу.
Мне всегда было интересно работать с подростками. А когда в регионе открылся Центр поддержки талантливых детей “Полярис.Адыгея”, я сразу же включилась в работу. Больше всего мне нравится, что на программе “Сириус.Лето” школьникам предлагаются реальные задачи. Очень здорово, когда твои идеи не просто уходят в стол, а получают реальные отклики экспертов, в той или иной степени реализуются и внедряются».
Тимур Маннанов, «Сириус»
Тимур Маннанов учится в магистратуре Университета «Сириус» по направлению «Медицинская химия». Будучи школьником, он выиграл 25 всероссийских и одну международную олимпиаду, был на образовательных программах «Сириуса» по химии и увлекся прикладной наукой. Под руководством Тимура на программе «Сириус.Лето» школьники изучали органический синтез и исследовали свойства органических полимеров.
О наставничестве
«Очень большая часть моей жизни связана с наставничеством. Поэтому, когда узнал о программе “Сириус.Лето”, сразу понял – это для меня.
Становясь наставником, я выступаю в роли проводника в науку. У школьника далеко не всегда есть возможность просто так прийти в лабораторию университета, встретиться с профессором, получить консультацию. Проектная сфера открывает эти двери. К тому же студент сам недавно был учащимся с похожими интересами и прекрасно понимает, с какими сложностями сталкивается юный исследователь.
Когда я готовлюсь к занятию, я задаю себе вопросы: “А почему так?”, “Как именно это работает?”. Благодаря такому подходу я не просто объясняю тему, но и многое переосмысливаю для себя, понимаю на более глубоком уровне.
Мне нравится и научная деятельность, и наставничество. Я поступил в Университет “Сириус” как раз потому, что здесь представлен гармоничный тандем науки и образования. Наука – это способ заниматься тем, что интересно, приносить пользу людям. А образование – возможность поделиться этими знаниями, мотивировать, разжечь огонь интереса в ученике. Для меня наставничество – это способ самовыражения».
Всероссийская образовательная инициатива «Сириус.Лето: начни свой проект» реализуется с мая 2020 года. Школьники летом находят задачу для проектной работы и трудятся над ней в течение учебного года. Все проекты связаны с актуальными современными вопросами науки, технологий, бизнеса. На этой программе ребята работают под кураторством студентов-наставников.