help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Егор Семенов из Кемерова учится в 10-м классе и в третий раз приезжает в «Сириус». Школьник всерьез увлечен химией. Сейчас он проходит ноябрьскую профильную проектную программу по химии, два года подряд участвует в программе «Большие вызовы», а также решает кейсы в рамках проекта «Уроки настоящего». В школе № 14, где учится Егор, действуют две студии. За два года он поучаствовал в деятельности обеих, а сейчас помогает ребятам, которые только начинают свой путь в проектной работе. 

Свои шаги в большой науке Егор начал в 2021 году, тогда он впервые приехал на «Большие вызовы». В составе команды молодой человек работал над проектами по направлению «Новые материалы». Вне «Больших вызовов» Егор принимает участие в дистанционном проекте «Уроки настоящего». Образовательный центр «Сириус» дает школьникам возможность запустить в своей школе собственную студию, где ребята в течение учебного года в режиме онлайн встречаются c ведущими учеными и инженерами, выполняют научно-технологические проектные задачи и получают комментарии от экспертов по своим решениям. Помогают ученикам школьные преподаватели, педагоги кванториумов, университетов и региональных центров, а также привлеченные промышленные специалисты.  

«В этот проект я пришел в 9-м классе. Все началось с другой проектной программы “Сириус.Лето”. В конце 8-го класса я поучаствовал в региональной конференции, посвященной этим двум проектам, и узнал о формате работы “Уроков настоящего”. Меня заинтересовала идея, что в проектную деятельность можно включиться в своей школе, собрать команду единомышленников, решать всем вместе интересные кейсы. Уже в начале следующего учебного года нам с друзьями удалось воплотить задумку. Благодаря проекту мы реализовали несколько успешных экспериментов, получили массивы качественных знаний и полезные навыки», – рассказывает Егор

Десятиклассник отмечает, что благодаря «Урокам настоящего» он смог попробовать себя в роли метапредметного практика в областях, о которых раньше имел только поверхностное представление. 

«Речь идет о разработке школьного чат-бота в рамках декабрьского цикла прошлого года. Наш чат-бот показывал расписание в реальном времени. Это действительно полезно, и мы успешно апробировали эту технологию в нашей школе. Работая над этим проектом, мне было любопытно попробовать себя совершенно в новой сфере», – говорит школьник.

А сентябрьский цикл «Уроков настоящего» 2022 года помог Егору погрузиться в его основную сферу научных интересов. Задача была связана с материаловедением. Задачу для команды поставил Университет науки и технологий «МИСиС».

«Примечательно, что на “Уроках настоящего” я трудился над этой задачей под руководством специалиста МИСиС, которую знал как хорошего преподавателя и ученого-практика еще с “Больших  вызовов”. Она работала с другой командой в соседней лаборатории. Но мне еще тогда стала интересна и их сфера. Было здорово, что в итоге мне снова представился шанс сотрудничать с МИСиС. В рамках этой задачи ребятам из нашей команды нужно было предложить решения по модификации поверхности металлов. Конечной целью было увеличение их свойств адсорбции. Это необходимо для увеличения коэффициента трения некоторых поверхностей. В случае успеха благодаря таким модификациям можно получать, например, более дешевый угольный сорбент, металлические поверхности с определенными свойствами и еще многое другое», – делится Егор. 

Опыт участия в «Больших вызовах» помог ему разобрать еще один кейс в рамках «Уроков настоящего». В октябре студии предстояло решить задачу в сфере современной энергетики, которая была созвучна одному из проектов «Больших вызовов». В «Сириусе» Егор познакомился с командой, которая решала этот кейс, и позже связался с ребятами, чтобы обменяться опытом.  

Задача была связана с проблемой демонтажа ядерных реакторов. Как у любого другого оборудования, у энергоблоков есть сроки эксплуатации. После того, как они заканчиваются, сложное оборудование необходимо демонтировать. В настоящее время актуальной темой является разработка новых робототехнических систем для вывода из эксплуатации ядерных реакторов. 

«В рамках проекта “Уроки настоящего” мы также включились в поиск решений. Мы проработали и на 3D-принтере создали макет реактора и макет манипулятора, который в перспективе может более эффективно извлекать графитовые стержни из отработанных реакторов. Эти стержни – один из элементов реактора, служащий для управления интенсивностью течения ядерной реакции в активной зоне. Мы разработали определенную механику, которая позволила бы убирать как осколки графитовых стержней, в которых накапливается радиационное загрязнение, так и целые, неповрежденные стержни. Мы более подробно продумывали методику их “выпиливания” и извлечения. При этом отмечу, что наша идея отлична от тех, которые уже описаны в литературе. Мы предложили свое решение, а также получили хороший опыт в 3D-моделировании», – говорит Егор. 

В школе, где учится Егор, действуют две студии «Уроков настоящего». Некоторые ребята уже второй год решают кейсы в рамках этой программы. Но есть и те, кто только делает свои первые шаги в проектной деятельности. Десятиклассник старается помогать новичкам и делится своим опытом. 

«Очень ценно, что проект помогает любому школьнику попробовать свои силы именно на практике. При этом, как я уже говорил, это могут быть самые разные компетенции. Безусловно, теоретическая база – это основа, без которой никуда. Но дальше обязательно нужно пробовать себя в реальных проектах, предлагать свои идеи и работать над реальными задачами. Только такая комплексная подготовка поможет в дальнейшем добиться значимых успехов в любой выбранной сфере. Я учусь в 10-м классе, но накопленные знания и опыт проектной деятельности уже позволяют мне заниматься собственными научными работами. В частности, я веду исследования по разделению и переработке твердых бытовых отходов, считаю это очень перспективной тематикой, работаю с углеродными наноструктурами, выращивая их на угольной матрице. А находясь на ноябрьской проектной программе по химии, включился в работу с редкоземельными элементами», – добавляет школьник. 

После школы Егор планирует развиваться в сфере химии и материаловедения, планирует продолжить проектную работу и реализовать свои наработки. Одна из целей – разработать и внедрить в практику химические методы переработки твердых бытовых отходов. Такие методы – один из современных и перспективных путей решения этой проблемы.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!