help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» прошла программа повышения квалификации для преподавателей информатики. Она была посвящена методам работы со школьниками, заинтересованными в углубленном изучении предмета, и подготовке олимпиадников. Во время образовательного модуля педагогам давали методики обучения талантливых детей, алгоритмы решения и составления олимпиадных задач, рекомендации о том, как организовать внеклассные занятия по информатике, и что нужно, чтобы провести олимпиаду в своем городе. 

Одним из преподавателей программы стал куратор академических программ «Яндекса», директор центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук НИУ «ВШЭ», председатель методической комиссии Московской олимпиады школьников по информатике Михаил Густокашин. 

– Михаил Сергеевич, какие знания педагоги получают на таких программах? 

– В первую очередь, мы помогаем преподавателям получить навыки для подготовки школьников к олимпиадам. Мы говорим не только о том, как раскрыть те или иные темы для ребят, но и даем методические материалы: как проводить олимпиадные сборы, придумывать задачи, организовать олимпиаду. Педагог может в совершенстве знать свой предмет, но не обладать организаторскими навыками. Также не всегда школьной программы достаточно для подготовки к олимпиаде. Мы на своих курсах стараемся стимулировать учителей проводить факультативы для школьников, привлекать на занятия учеников из других школ, идти в учреждения допобразования. Очень часто в информатику приходят из математики – это смежные науки, там много общего. Педагогу важно грамотно построить такой мостик, продемонстрировать школьнику все возможности междисциплинарности. 

– Как построена ваша программа? 

– Это и лекции, и практические занятия. При этом важной особенностью является то, что с преподавателями работают не только опытные педагоги и наставники, но и студенты: призеры и победители олимпиад. Несмотря на юный возраст, они профессионалы своего дела, неоднократные призеры Всероссийской олимпиады школьников по информатике и других олимпиад. Благодаря этому учителя получают представление, какая помощь требуется олимпиаднику, какой запрос есть у ребят, какие сложности возникают на этом пути. Лекции на программе очень разноплановые. Есть методические, где мы рассказываем, как организовать тренировочное мероприятие, сборы у себя в регионе. В содержательной части педагоги узнают, какими должны быть задачи, из чего они состоят. Мы учим преподавателей самим составлять олимпиадные задания. 

– Есть мнение, что с каждым годом олимпиадные задачи становятся сложнее. Справедливо ли это для информатики? 

– Задачи действительно становятся сложнее из года в год. То, что 20 лет назад было на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, сейчас даже для регионального этапа может оказаться слишком простым. Пока нашим педагогам удается успешно готовить ребят. На международных олимпиадах российские ребята, как правило, входят в тройку лидеров в командном зачете. Есть студенческие олимпиады, там тоже наши команды выступают достойно. 

– В каких неожиданных сферах сегодня необходимы знания IT? 

– Внедрение IT происходит во все сферы жизни. В первую очередь это области, связанные с машинным обучением и нейросетями. Сегодня это быстро набирающее популярность направление, которое применяют для решения многих актуальных задач. Наверное, почти все видели на улицах или в интернете роботов-доставщиков. Ими не управляет напрямую человек. Робот сам прокладывает маршрут, останавливается на пешеходных переходах. Пока это кажется чудом, но, скорее всего, уже лет через пять мы все к такому привыкнем. 

А если говорить о действительно нестандартных сферах, то набирают популярность картины, созданные с помощью нейросетей: можно текстом написать идею, а нейросеть по этому описанию создаст картину. Некоторые приложения доступны всем желающим, другие могут стать современным инструментом для рекламы и бизнеса. 

– Может ли олимпиада стать дорогой в будущую профессию? 

– Да, достаточно понимать, как в крупные российские и зарубежные компании принимают стажеров и сотрудников. Есть такая часть собеседования – алгоритмическая. И там, по сути, даются практически те же самые олимпиадные задачи. Получается, чтобы пройти собеседование, нужно уметь решать подобные задачи. Поэтому придется научиться рано или поздно – в университете или при устройстве на работу. Таким образом, у олимпиадников тут есть преимущества. Поэтому олимпиады – это не только возможность погрузиться в среду единомышленников и порешать интересные задачи. Они могут стать начальной ступенью в карьере. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!