help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Сириусе начала работу выставка струнных и духовых музыкальных инструментов от Дома скрипки «Scroll Fine Instruments» и музыкального ателье «Доценко и Ко». 

Она приурочена к финалу VII Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие». Экспозиция расположилась в фойе ССМШ «Сириус», ставшей в этом году площадкой проведения конкурса. О самых интересных экспонатах рассказали основатель и директор Дома скрипки Георгий Левинов и мастер духовых инструментов музыкального ателье «Доценко и Ко» Вячеслав Скрипачёв.

Секрет русской скрипки

Экспозиция Дома скрипки «Scroll Fine Instruments» называется «Душа России». Его основатель и директор Георгий Левинов — профессиональный музыкант-скрипач, педагог, эксперт, уполномоченный Министерством культуры России. Вместе со своей командой он ведёт масштабные исследовательские и просветительские проекты: подобно детективу или археологу разыскивает имена забытых или непризнанных русских скрипичных и смычковых мастеров и их инструменты. А ещё выступает в роли продюсера, способствуя популяризации российских мастеров прошлого и современности. 

«С понятием русской скрипичной исполнительской школы мир знаком хорошо. Но мало кто знает, что в России существует традиция изготовления уникальных по звуку и качеству инструментов смычковой группы и своя, хоть небольшая, но всё же школа мастеров. Мастера появились в нашей стране уже в XIX веке. Есть яркие имена — Анатолий Леман, Евгений Витачек, Тимофей Подгорный. Их инструменты представлены на экспозиции», ― рассказывает директор Дома скрипки.

Главный секрет всех созданных русскими мастерами инструментов струнно-смычковой группы — скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, — звук: широкий, масштабный. Как, например, у созданной в 1911 году скрипки «Чародейка» петербургского мастера Анатолия Лемана. 

Леман был человеком незаурядным. Военный, поэт, писатель, дантист, бильярдист вдруг решил создавать скрипки. Более того, называл себя «мессией скрипки» и создателем новой русской скрипки. Он утверждал, что смог бы самого Страдивари научить делать ещё более совершенные инструменты.



«Леман видел себя истинно русским мастером и искал свой звук, создав многочисленное количество инструментов. Согласно источникам, им созданы около 200 скрипок. Как и сегодня, во времена Лемана профессиональные музыканты находились во власти стереотипа, что играть нужно на инструментах с историей, старинных итальянских мастеров. Это огорчало Лемана. Преимущественно его инструменты приобретали офицеры, графы, князья, любители-меломаны — кто угодно, кроме профессиональных музыкантов. Детская скрипка Лемана принадлежала императорскому дворцу — он принёс ее в дар цесаревичу. Она хранится в Шереметевском дворце  Музее музыки. “Чародейка” стала одним из немногих инструментов, первым собственником которого стал профессиональный музыкант, концертмейстер Придворного оркестра Петербургской капеллы. Звучит “Чародейка” божественно, не хуже любого Страдивари», ― говорит Георгий Левинов.



Первым среди русских мастеров Леман стал давать своим инструментам имена. Его примеру последовал скрипичный мастер Анатолий Подгорный, ближайший друг Лемана. В соседней витрине выставлена его скрипка «Аида» 1932 года. Также на выставке представлены инструменты советских и современных российских мастеров — например, талантливого мастера и реставратора Юрия Почекина или Николая Стасова, на чьих инструментах играют музыканты симфонических оркестров Москвы и Петербурга.

Духовые инструменты от петербургских мастеров

Музыкальное ателье «Доценко и Ко», основанное в 2014 году в Санкт-Петербурге, сформировало команду профессиональных мастеров — музыкантов ведущих оркестров Северной столицы, объединённых идеей совершенствования инструментов для улучшения исполнительской техники. Ателье занимается ремонтом, реставрацией и изготовлением инструментов под собственным брендом.

В прошлом году в «Доценко и Ко» запустили проект «Первый инструмент»: серию музыкальных инструментов отечественной сборки, сделанных специально для начинающих исполнителей. Их тщательно продумали с точки зрения удобства и функциональности для юного музыканта. В отличие от европейских аналогов, «Первые инструменты» получились доступными по цене.

«Техническая составляющая духового инструмента напрямую влияет на исполнительскую деятельность, будь то начальный или профессиональный этап. В духовой инструмент нужно дуть, а это физический ресурс. Занимаясь на неисправном или не подходящем инструменте, ребенок теряет желание и отстаёт в обучении», ― рассказывает Вячеслав Скрипачёв, мастер духовых инструментов музыкального ателье «Доценко и Ко».

Помимо школьных моделей у ателье представлены полупрофессиональные и профессиональные инструменты. Всё можно увидеть и протестировать на выставке в Сириусе. 

«В этом году в экспозиции преобладают флейты и кларнеты. Мы решили показать довольно редкий и очень нужный в процессе обучения кларнет in C. Есть даже кларнет с позолоченными деталями. Представлены ученическая и профессиональная модели гобоев, профессиональная валторна. И на всём этом на выставке можно и нужно поиграть», ― продолжает Вячеслав.

В дни конкурса мастера духовых инструментов ателье «Доценко и Ко» провели для юных музыкантов Сириуса мастер-классы по сборке, разборке и правилам эксплуатации духовых инструментов. Вячеслав Скрипачёв научил школьников как правильно использовать отвертку, рассказал, что такое крючок для пружин и флацанки, а также про нужные материалы для быстрого ремонта духового инструмента, когда до выхода на сцену остались считанные минуты.



На мастер-классах побывали не только юные кларнетисты, но и ученики ССМШ «Сириус» по классу флейты, гобоя, дети, которые учатся в Детской музыкальной школе в Президентском Лицее. Занятия посетили и российские преподаватели музыкальных дисциплин, в дни VII Всероссийского конкурса «Созвездие», приехавшие в Сириус на программу повышения квалификации.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!