help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Нелли Веселкова из Ижевска (Республика Удмуртия) приняла участие в программе повышения квалификации, организованной Образовательным центром «Сириус» для педагогов. Она была посвящена подготовке детей к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии. Нелли Рафаиловна является председателем жюри регионального этапа ВсОШ и возглавляет олимпиадное движение в Удмуртии с 2006 года. На программе под руководством экспертов «Сириуса» она вместе с другими учителями со всей страны знакомилась с передовыми методиками и технологиями подготовки ребят, а также с особенностями организации проектной и исследовательской деятельности в области биологии.

Нелли Рафаиловна преподает в Удмуртском государственном университете на кафедре ботаники, зоологии и биоэкологии. Кроме того, она педагог дополнительного образования в центре одаренных детей «ТАУ». Многие школьники, с которыми работала Нелли Рафаиловна, становились призерами и победителями всероссийских и международных олимпиад. София Хабарова стала призером заключительного этапа ВсОШ по биологии, который проходил в «Сириусе», Олег Кузьменко завоевал серебряную медаль в 2019-2020 годах на международной олимпиаде, Артемий Пигиданов выиграл серебро в 2018-2019 годах, а Назим Мустафин в 2021-2022 ученом году стал победителем Международной олимпиады по биологии. 

«У меня был ученик, который посещал мои занятия по ботанике три года подряд. Он говорил: “Первый год я только слушал, второй год начал что-то понимать, на третий год начал запоминать”. Наши школьники фактически экстерном проходят вузовскую программу. Мы изучаем все разделы биологии: зоологию, анатомию, биохимию, физиологию человека и все остальные. Это важно, потому что задания заключительного этапа практически все построены на вузовской программе», – поясняет педагог. 

По словам Нелли Рафаиловны, школьник, нацеленный на участие в международных олимпиадах, как правило, начинает плотно изучать биологию в седьмом классе. Курс начинается с ботаники. В восьмом классе добавляется зоология, в девятом – раздел анатомии. При этом сама педагог всегда советует ребятам не только посещать занятия в региональном центре, но и заниматься самообразованием: смотреть открытые лекции и курсы, читать профильную литературу. Все это существенно расширяет кругозор. 

«Постигать темы последовательно, брать информацию из разных источников, на мой взгляд, очень важные советы для олимпиадника. Хотелось бы дать еще один. Это совет и школьнику, и педагогу, который его готовит. Я всегда своим детям даю установку на победу: вы должны верить в успех и не должны сдаваться. Этот настрой очень помогает. Плох тот олимпиадник, который не мечтает стать победителем», – считает преподаватель. 

Особое внимание при подготовке к олимпиаде по биологии уделяется практике. Ребят учат работать с оборудованием и материалами, делать срезы. Например, всегда нужно уметь определять семейство по внешним признакам. Понимая это, не составит труда правильно указать род и вид. И таких тонкостей очень много в каждом разделе. 

В сентябре Нелли Рафаиловна стала участницей образовательной программы «Сириуса» для педагогов. 

«В основном, я преподаю ботанику. А на программе мы вникали и в биоинформатику, и биохимию. Это довольно сложные сферы, но я рада, что смогла принять такой вызов. С одной стороны, сложно, а с другой, очень приятно идти в ногу со временем. Кстати, даже на модулях по ботанике я открыла для себя что-то новое. Например, мы делали срезы южных растений. Весной на заключительном этапе ВсОШ по биологии, который проходил в “Сириусе”, школьники как раз делали срез черешка листа ликвидамбара смолоносного. Интересно было и самой сделать срез этого образца. Это важно, чтобы более эффективно учить школьников разбираться в анатомических срезах, понимать их, независимо от того, есть у нас эти растения или нет», – говорит преподаватель. 

Особенно, по словам Нелли Рафаиловны, такие программы ценны методическими материалами. Все они современные, в буквальном смысле опережающие время. 

«На программе наставники делятся самой актуальной информацией. Например, на модуле по зоологии нам представили современные данные по антропогенезу. Ждать новых учебников очень долго, а здесь мы получаем все намного раньше, чем это появится в книгах. А значит, мы можем рассказать детям, что происходит в мире науки прямо сейчас», – говорит Нелли Рафаиловна. 

Она отметила, что практически все старшеклассники, которые сейчас участвуют в олимпиадах, потом идут в эту сферу. Сейчас в науке очень востребованы области биоинформатики, молекулярной биологии, нанотехнологий. Есть и масса смежных дисциплин, где можно найти себя. Например, биохимия очень помогает при создании лекарственных препаратов, сывороток. Современные разработки в этой сфере были использованы и в борьбе с коронавирусом. 

Нелли Веселкова отмечает, что для нее участие в программе – это не только возможность помочь школьникам еще эффективнее подготовиться к олимпиадам, но и передать знания и опыт другим педагогам Удмуртии, которые только начинают работать с олимпиадниками. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!