С 4 по 7 октября на технологической платформе «Сириус.Курсы» проходил тур по химии школьного этапа ВсОШ. Она является одним из самых популярных предметов для участия в школьном этапе. В туре приняли участие 417 326 ребят со всей страны. Больше всего участников из Тюменской области. На втором месте – Республика Мордовия. На третьем – Севастополь.
Совсем скоро на сайте siriusolymp.ru и на youtube-канале появятся разборы заданий, а пока мы попросили эксперта из команды составителей рассказать, какими критериями руководствуются авторы при составлении задач по химии.
Об этих и других нюансах рассказал профессор кафедры физической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель команды России на Международной химической олимпиаде, доктор физико-математических наук Вадим Еремин.
Над составлением задач трудится группа авторов. К созданию заданий эксперты приступают примерно за полтора месяца до начала олимпиады. За это время авторам удается создать сбалансированные оригинальные комплекты.
Вадим Владимирович отметил, что принципы, по которым составляются варианты олимпиадных заданий, для разного уровня олимпиад отличаются.
«Главный принцип для школьного этапа в том, что задание, с одной стороны, должно соответствовать знаниям и компетенциям школьника. Эксперты отбирают задачи, решив которые ребенок сможет проявить себя. Составление олимпиад – это очень творческий процесс. Самое трудное для эксперта – составить простую задачу, элементарную. Еще труднее – поставить себя на место ученика и оценить свои силы. Это то, что мы всегда себя заставляем делать. С другой стороны, важно, чтобы задания были необычными, чтобы запомнились и могли заинтересовать. Одна из главных целей школьного этапа – именно заинтересовать школьника предметом», – поясняет Вадим Еремин.
Другой принцип – задачи целого комплекта должны дать возможность детям с разными базовыми навыками и способностями справиться со школьным этапом.
«Есть дети с разными типами восприятия: всех людей условно разделяют на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Есть дети, имеющие склонности к естественно-научным предметам или блоку гуманитарных наук, проще говоря, одни любят считать, другие – рисовать формулы, третьи расписывать. Таким образом, задания должны быть составлены максимально сбалансированно для разных ребят с разными типами восприятия и уникальными навыками и умениями, чтобы каждый ребенок мог раскрыться по-своему», – отмечает Вадим Еремин.
Профессор напомнил, что задания охватывают все разделы химии, поэтому олимпиадникам важно изучать все разделы этой науки, не акцентируясь только на любимых темах.
«Участие в олимпиаде – это больше, чем просто погоня за дипломом победителя. Это целый мир, он наполнен невероятно интересными и увлекательными заданиями, покорить которые доставляет несравненное удовольствие. А еще это олимпиадное движение, где можно найти хороших друзей по интересам, это большие проекты, которые могут стать стартом на пути самореализации», – отмечает эксперт.