help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» прошла образовательная программа для педагогов «Современная химия в углубленном школьном курсе». Она была посвящена физической и неорганической химии – наиболее сложным вопросам школьного курса. На программу приехали 27 учителей из 17 регионов страны. Для педагогов  организовали теоретические занятия и работу в практикуме, где они рассмотрели методы решения олимпиадных задач различной сложности. Одна из целей программы – помочь преподавателям наладить системную подготовку школьников к химическим олимпиадам высокого уровня.  

Одним из участников стал Александр Иванов – учитель химии, заместитель директора по внеклассной работе Лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алферова Санкт-Петербургского Академического университета. Педагогическую деятельность он успешно совмещает с еще одним делом своей жизни. Александр Юрьевич – профессиональный актер, на счету которого более 40 ролей в кино и театре. Он рассказал о том, что полезного узнал на программе, почему важен обмен опытом с коллегами, как успешно сочетать театр и педагогику и что общего у этих направлений. 

– Александр Юрьевич, чем лично вам была полезна программа? 

– Участие в таких программах позволяет посмотреть свежим взглядом на педагогику. Ты открываешь для себя, как можно разнообразить уроки, не выходя за рамки школьного курса. 

На программе мы послушали лекции, решили интересные задачи, например, по термодинамике, ядерному магнитному резонансу. Это достаточно сложные вещи, и некоторые педагоги боятся их давать. Но на уроках хочется приближать химию к реальной науке, современности. В противном случае получится, что мы преподаем химию XIX и начала XX века. Здесь как раз разбирались очень интересные для меня моменты, связанные со сложными темами. Их можно подать доступно и интересно. И это как раз то, что находится на передовой науки, с чем работают современные ученые и инженеры. Думаю, что после этой программы какие-то задания по теме ЯМР-спектроскопии я составлю для своих школьников. Есть химики, которым ближе биология, и есть химики, которым ближе физика. Я химик-физик, и эта программа очень созвучна тому, что делаю я. 

– То есть вы в своей работе стараетесь сами придумывать задания, а не брать готовые? 

– Да, это всегда интереснее и для педагога, и для ребят: не идти по шаблону, а раскрывать тему нестандартно. При этом я часто придумываю только основу той или иной задачи. Сознательно не решаю ее сам до конечного ответа. На уроках мы его ищем вместе со школьниками. Это позволяет и мне потренироваться, лучше понять ход мыслей учеников. Одна и та же тема в разных классах может быть изучена по-разному, в зависимости от того, что заинтересовало ребят, какие решения они предложили. И это очень интересный подход. 

– Насколько важно проводить лабораторные работы?

– На самом деле, это сложный вопрос. Важно соблюсти баланс. Многие дети, которые начинают интересоваться наукой, смотрят в интернете разные научные шоу. Чаще всего все они очень зрелищные. Некоторые школьники, приходя потом на урок, ждут похожей феерии, забывая, что все-таки наука – это скрупулезный труд, а не шоу. Кто-то после этого может разочароваться. Задача учителя – как раз создать такой баланс теории и практики. Безусловно, есть темы, которые можно лучше раскрыть через эксперимент и работу руками. Это наш путь. А вот опыт ради опыта и зрелища не всегда полезны, хотя иногда позволяют поддерживать интерес. И лучше, конечно, ставить небольшие эксперименты, решать те задачи, которые под силу ученику. Чтобы он мог провести весь цикл работы: от постановки задачи до ее решения в лаборатории и критического взгляда на результат. 

– Что еще дала программа повышения квалификации?

– Обмен опытом с коллегами. Подчас это не менее значимо и важно, чем остальная часть программы. Пребывание в кругу единомышленников позволяет сформулировать вопросы и найти на них ответы, послушать, как другие решают ту или иную проблему, сравнить со своим подходом. Эта квинтэссенция опыта коллег, возможно, однажды поможет и мне в сложной ситуации.

– Вы экспериментируете с методиками или стараетесь работать по шаблону? 

– Конечно, нужно придерживаться программы, но с отдельными моментами получается экспериментировать. Мне нравится вести уроки в формате диалога, дискуссии. Я даже могу высказать какую-то заведомо неправильную гипотезу, чтобы школьники методом от обратного старались ее опровергнуть и доказать, почему это неправильно. Иногда я даю сразу несколько гипотез и ребятам среди них нужно найти верную. Это очень прокачивает логическое мышление, учит их искать доказательства. Я всегда говорю, что в процессе нашего урока не нужно бояться сказать какую-то глупость. Этого в какой-то степени нужно опасаться на важных контрольных работах. А вот во время учебы делиться мнениями и искать истину нужно. Так материал запоминается значительно лучше, чем если школьники будут просто зубрить материал. 

–Есть ли педагог, опыт которого вам близок?

– На меня очень повлиял один из моих преподавателей в университете – Юрий Борисович Яковлев. Если честно, во времена нашей учебы все его немного побаивались. Казалось, что его сложно понять и что он придирается к каким-то мелочам. Именно ему я отвечал устный вступительный экзамен. Мне попался вопрос про строение атома. Я подробно раскрывал тему около получаса. Педагог внимательно выслушал, а когда пришло время дополнительных вопросов, спросил: «Так как заряжено ядро?» Я сначала растерялся – я же полчаса только про это и говорю. Но собрался и ответил одной фразой, что ядро заряжено положительно. Экзамен я сдал, а постепенно, занятие за занятием, стал понимать, чего этот преподаватель ждет от студентов: логичности, лаконичности, методологии в обучении. И после этого мне с ним стало так просто! Я начал понимать, что и почему он у нас спрашивает, для чего он задает именно эти вопросы. Понял логику и сейчас осознаю, что эта простота и лаконичность и лежат в основе понимания предмета. Этот педагог стал одним из моих любимых наставников в университете. 

– Насколько важна отличная успеваемость в школе? 

– Тут очень важно знать, с какого уровня человек стартовал. Не у всех школьников получается все и сразу, но некоторые мотивированные ребята, желая добиться результата, проходят такой путь, что их четверка может быть значимее, чем наивысшая оценка. Важно помнить, что мы прежде всего должны соревноваться не с кем-то, а с самими собой, сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. 

– Помимо работы в школе, вы играете в театре, снимаетесь в кино. Что появилось в вашей жизни раньше: педагогика или театр? 

– Если считать началом момент официального трудоустройства, то сперва я начал работать в школе. А если говорить о том, какая сфера первой плотно вошла в мою жизнь, то, наверное, это театр. Я выступал еще в детском саду, в школьном драмкружке. А серьезно увлекся этим искусством в десятом классе, когда пришел в театр-клуб «Суббота» в Санкт-Петербурге. Я так проникся творчеством, что сразу понял, что хочу тут остаться. Что-то волшебное было во всей этой атмосфере. Репетиции проходили по вечерам, и с учетом дороги домой я приходил из театра около 12 ночи. Но уже тогда понимал, что хочу этим заниматься. 

Параллельно с театром в моей жизни в разных ее вариациях всегда была педагогика. Помню, как учился всего лишь во втором классе, но уже тогда стал составлять занятия для своей сестры, чему-то учить ее. Она младше меня на пять лет, и я придумывал ей несложные задачки. Как видите, сложно сказать, что появилось в жизни раньше. 

После армии я окончил химический факультет Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. А в 2003 году – театральный институт «Школа русской драмы». С 1990 года я играю в Санкт-Петербургском «Театре Дождей» – филиале Молодежного театра на Фонтанке. В данный момент у меня более 10 ролей. Также я преподаю химию в Лицее «Физико-техническая школа». Думал ли я, что нужно выбрать какую-то одну сферу? Конечно! Мне казалось, что в жизни нельзя распыляться и нужно сосредоточиться на чем-то одном. Однажды в таком душевном смятении за советом я обратился к своему преподавателю по химии в институте. Выслушав меня, Тамара Моисеевна ответила мне, что однажды я сам почувствую, что для меня важнее, и выбор сам меня найдет. Прошло много лет, и пока интерес не угас ни к одной сфере. Более того, в периоды педагогического и театрального отпусков мне часто не хватает моей работы. 

– Ваш актерский опыт как-то помогает в педагогике? 

– Прежде всего, в том, что ты спокойно чувствуешь себя перед любой аудиторией. И педагогу, и актеру важно грамотно и доступно для всех донести свою мысль, свой посыл. И актеру, и учителю важно так себя подать, чтобы завоевать внимание и театральной публики, и класса. А это уже постоянная работа над собой, развитие своего профессионализма. 

– Что бы вы могли посоветовать начинающему педагогу? 

– Во-первых, ничего не бояться. Во-вторых, опираться на школьный курс, но не бояться креативить и придумывать что-то свое. В-третьих, слушать советы более опытных коллег, но поступать так, как сами считаете верным. Совсем не обязательно во всем соглашаться со старшими, хотя почти всегда время показывает, что они были правы. Просто каждый должен искать себя, и на этом пути не избежать ошибок. Именно оплошности и поиск пути помогают нам развиваться и становиться лучше. А иногда ошибки и вовсе позволяют открыть что-то новое. 

Фото: Юрий Белинский

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!