Участники научно-технологической программы «Большие вызовы» в Образовательном центре «Сириус» проверяют эффективность техник актерского образования для развития когнитивных функций подростков. В этом году театральные вузы впервые выступают партнерами на «Больших вызовах». В рамках исследования школьники проходят курс актерского мастерства, а прогресс фиксируют с помощью диагностических тестов. Анализ результатов должен подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу. Работа ведется в рамках направления «Когнитивные исследования».
Наше время называют веком информации. Людям приходится получать и анализировать большие объемы знаний. Современные подростки также сталкиваются с беспрерывным информационным потоком. Это приводит к рассеянности внимания и отсутствию концентрации. С ростом популярности гаджетов у подростков появился интерес и к когнитивным тренажерам – любым приложениям, которые развивают память, внимание и реакцию. Однако они редко помогают человеку в реальности, так как задачи в тренажерах далеки от тех, что приходится решать человеку ежедневно, поэтому важно изучать новые, приближенные к жизни методики.
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Московская театральная школа Олега Табакова с командой школьников из «Сириуса» проводят уникальное исследование. Участникам предстоит пройти курс актерского мастерства и определить, насколько освоенные техники эффективны для развития когнитивных функций подростков. В перспективе результаты исследования могут стать основой для создания развивающих программ.
«В диагностике мы использовали компьютеризированные тесты для выявления уровня той или иной когнитивной функции. Мы проводили тест Шепарда на определение уровня пространственных представлений, тест на рабочую память n-back, а также проверяли внимание, концентрацию и скорость реакции. Мы выбрали этот комплекс, потому что он связан с навыками, которые необходимы актерам. Им важно замечать детали в поведении других людей, запоминать их и воспроизводить. Все это можно применять в жизни», – рассказала о проекте одна из участниц команды, школьница из Курска Софья Пошукайло.
В первые дни ребята изучали тему с теоретической стороны. Сейчас они поделились на две группы по три человека: часть из них пройдет актерские тренинги, остальные будут заниматься на когнитивном тренажере в виртуальной реальности. Также участники определили контрольную группу – это ребята из Школы юного психолога при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, на которых не будет оказываться никакого воздействия, однако они тоже пройдут диагностические тесты. Для фиксирования результатов исследования проводится два тестирования – до начала программы и перед финальной защитой. Школьникам предстоит сопоставить полученные данные и проанализировать их. Во время работы над проектом участники получат знания и опыт, которые помогут им сформировать собственное исследовательское мышление.
«Ребята приобретают навык дизайна исследования. Уже на первой предзащите они показали, что понимают, как выстраивать и проводить научную работу. Во время опыта мы используем метод построения экспериментальной схемы. Однако мы говорили с ребятами, что проводим квазиэксперимент, в котором не можем промоделировать все условия и полностью избавить человека от внешних факторов, но мы стараемся их минимизировать. Также мы применяем метод тестирования, когда диагностируем уровень развития когнитивных функций, и метод опроса при сборе качественных данных. На самом деле, нам хочется найти такой эффективный способ развития когнитивных функций, который в том числе позволил бы подростку раскрываться эмоционально и попадать в комфортную среду для общения», – поясняет руководитель проекта, старший преподаватель Школы юного психолога при факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Виктория Мамина.
В работе над проектом много времени отводится обсуждению промежуточных результатов и рефлексии участников. Ребята отмечают, что им всегда дают высказаться, задают наводящие вопросы, для того чтобы они сами нашли ответ, и интересуются их эмоциональным состоянием.
«Мы сдружились с первого дня. На парах много общаемся, обсуждаем идеи и пытаемся выслушать каждого. Если у нас возникают недопонимания, мы всегда можем подойти к другим ребятам или нашему руководителю, который с удовольствием ответит на любой вопрос. Именно поэтому нам всегда хочется узнать что-то сверх программы», – делится впечатлениями от работы над проектом участница программы «Большие вызовы», школьница из Буденновска Арина Лабовская.
Работа над исследованием также помогает ребятам лучше узнать себя. Они надеются разобраться, какие техники развития когнитивных функций подойдут именно им, и проверить их эффективность на своем опыте.
«Многие задания и вопросы исследования часто направлены на понимание собственной личности. Это помогает нам по-другому посмотреть на себя и свое мироощущение. Сейчас мы уже не просто читаем теорию, а понимаем на практике, какие техники запоминания информации помогут именно нам», – рассказывает о процессе работы над проектом одна из участниц команды, школьница из Краснослободска Анастасия Негоднова.
Во время программы «Большие вызовы» участникам необходимо проверить выдвинутую гипотезу. При ее подтверждении ребята будут развивать это направление и после программы, а при опровержении найдут новый вектор развития идеи.
Результаты исследования, полученные в рамках проекта «Применение технологий актерского образования в развитии когнитивных функций подростков», будут представлены другим участникам направления «Когнитивные исследования». Защита проектов пройдет в формате конференции в конце июля. Ребята рассчитывают, что исследование станет основой для новых совместных проектов психологов и актеров.
Это не единственный актерский проект на этих «Больших вызовах». Еще один проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС. Ребята не просто проверяют на себе разные актерские методики, но и в течение всей смены участвуют в театральных тренингах, изучают действенный анализ ситуации. Благодаря этой работе школьники рассмотрят, как комплексно будут изменяться их индивидуальные характеристики: начиная от творческого потенциала, заканчивая социальным и эмоциональным интеллектом.
Больше информации о программе «Большие вызовы» смотрите на сайте bigchallenges.ru.