help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

О том, что в джазе главное – это импровизация. О том, как найти новую тему, о том, откуда черпать вдохновение и как научиться играть не просто хорошо, а очень хорошо, -  ребятам из «Сириуса» рассказал саксофонист и композитор, народный артист России Игорь Михайлович Бутман.

На встрече в «Сириусе» народного артиста России сопровождали музыканты Московского джазового оркестра Евгений Побожий (гитара) и Сергей Корчагин (контрабас). Маэстро сам предложил формат концерта-беседы. Разговор получился содержательный и очень доверительный. Первый вопрос из зала был о творческой карьере мастера.

- Игорь Михайлович, расскажите про ваш карьерный путь?

- Я вырос в семье, где все время звучала музыка, о ней всегда говорили. Мой дед, скрипач оркестра Мариинского театра, рассказывал мне о классике – о Рихтере, Вагнере, о великих художниках, Андрее Рублеве. Отец, музыкант-любитель, инженер по профессии, много говорил со мной о современной музыке, о джазе, о великом Леониде Утесове, о Цфасмане, о картине «В джазе только девушки», которую только он один из всей нашей семьи и видел.

Был такой кларнетист Бенни Гудман, и папа шутил, что «в наших фамилиях есть что-то созвучное» и «было бы неплохо, если бы я играл на кларнете». Но в музыкальной школе я оказался, мечтая о барабанах. После прослушивания, сказав, что «у мальчика хороший слух и пальчики», педагоги посоветовали саксофон. Я начал занятия и мне понравилось до такой степени, что я захотел играть лучше всех. Для этого, по совету педагогов, нужно было заниматься больше всех. Как послушал мэтров, так и учусь до сих пор. После музыкального училища я оказался в ансамбле Голощекина, затем в оркестре джазовой музыки Олега Лундстрема, позже в созданном Николаем Левиновским ансамбле «Аллегро». Потом была жизнь и работа в Америке, возвращение в Россию и собственный коллектив - вот собственно и весь творческий путь.

- Игорь Михайлович, ради чего вы поехали в Америку?

- Тогда было такое время, просто так выехать заграницу было нельзя. А джазового образования в СССР не было, джаз преподавали музыканты-самоучки или профессионалы, которые закончили исполнительскую карьеру. Было такое резонное оправдание, зачем учиться в Америке, если и у нас хорошо учат. В России действительно прекрасное академическое образование, с огромными традициями и серьезной школой. Но джаз…

А в Америке гремела бостонская Беркли скул: все музыканты - и европейцы, и мы - грезили о ней, мечтая туда попасть. Поэтому, когда в 1987-ом году появилась такая возможность, я поехал в Беркли. По ее окончании еще год жил в Бостоне, потом в Нью-Йорке, жил и работал, встречался с музыкантами, много гастролировал. Вернулся из Штатов в 1996-ом, увидев, что в России появился интерес к музыке, страна переживала сложный, но все-таки подъем. И я почувствовал, что мои знания, опыт, который я приобрел, будут нужны здесь. Но в США осталось очень много друзей, партнеров, коллег – поэтому мы с коллективом часто и много гастролируем на североамериканском континенте.

- Игорь Михайлович, какой инструмент, на ваш взгляд, лучше - саксофон или кларнет?

- А на каком инструменте играете вы? Саксофон?! Ну, (улыбается) тогда какие вопросы, конечно, саксофон! А вообще знаете, чем отличаются отечественные музыканты от их иностранных коллег: саксофонисты там играют сразу на нескольких духовых инструментах - на саксофоне, кларнете, флейте и даже на гобое, пикколо. Им это нужно для работы, потому что на бродвейских шоу, на любых концертных выступлениях там - много партий для вторых инструментов. Я вот по окончании музыкальной школы забросил кларнет, не брался за него, о чем сейчас очень сожалею. Поэтому вам советую не повторять наших ошибок: берите флейту, кларнет – занимайтесь. Чем больше инструментов будет в вашем арсенале -  тем больше у вас будет возможностей, музыкальных и творческих.

- Игорь Михайлович, правда, что вы участвовали в записи альбомов группы «Кино»?

- Да, не только группы «Кино», но и «Аквариум». Я еще со времен учебы в училище имени Мусоргского дружил с музыкантом Сергеем Курехиным. Одаренный музыкант, прогрессивный, уже тогда играл запрещенный рок и был кем-то по типу музыкального редактора для этих двух групп. Он познакомил меня с Цоем, и мы быстро сошлись с Виктором на любви к карате, к Брюсу Ли. Виктор был потрясающий человек - умный, талантливый, скромнейший. И вот мы записывали альбом подпольно, под покровом ночи, в студии ленинградского Дома пионеров. Сейчас с улыбкой вспоминаю то время, недавно нашел наши записи, послушал, мне понравилось, как играл я, понравилась та музыка, которую мы делали. Забавно, но тогда и «Кино», и «Аквариум» были самодеятельными питерскими коллективами, а теперь это культовые рок-группы.

- Игорь, Михайлович, добрый день, меня зовут Никита. Чем, на ваш взгляд, для исполнителя отличается классическая музыка от джазовой?

- В джазе, особенно когда я начинал, мне кажется, проще было достичь успеха, известности. Как таковая настоящая профессиональная конкуренция была не столь высока. И немного чему-то научившись, я уже выступал на публике и был востребован. Мне кажется, если бы я выступал с классикой, моя карьера потребовала бы больших усилий, думаю, огромных усилий.

Классика – это прежде всего большая ответственность. Это как классический текст: написан и ты не можешь его изменить, например, убрать слово. А джаз – это импровизация, и в джазе она главная. Но ты понимаешь, что, выбрав этот путь, начав импровизировать, ты должен будешь постоянно в этом совершенствоваться. Мы часто обращаемся к классике, сейчас готовим концерт Гершвина для фортепиано, в нашем репертуаре есть произведения Рахманинова, целый большой музыкальный цикл со скрипкой, вариации на музыку Жоржа Бизе «Кармен», обработки музыки Чайковского, Бородина, Мусоргского. В классике мы своим джазовым исполнением добавляем то, что еще больше покажет и подчеркнет ее классическое великолепие.

 

- Игорь Михайлович, меня зовут Михаил. Хотели ли бы вы по окончании карьеры исполнителя заняться педагогической детальностью?

- Я все-таки думаю, что буду играть, пока это будет возможно. Буду ли преподавать? Вы знаете, есть люди, действительно созданные для педагогики, один из таких людей прекрасный джазовый педагог, профессор РАМ им. Гнесиных, талантливейший джазовый исполнитель Александр Осейчук. Известный саксофонист, который нашел себя в педагогике.

Я не отказываю, если ко мне обращаются за советом или помощью, но системно преподавать, мне не очень хотелось бы. Я скорее за то, чтобы здесь, в «Сириусе», создать такой биг-бэнд: также, как сейчас, общаться с вами, заниматься, давать мастер-классы. Мне кажется, такие проекты могут помочь сделать джазовое образование более структурным. Джазовая музыка сложная, требующая знаний и опыта, как слушательского, так и исполнительского.

 - Меня зовут София. Игорь Михайлович, добрый день. Скажите, пожалуйста, были ли у вас трудности в достижении ваших профессиональных целей?

- Все время трудности. Все время встречаются различные трудности -  инструментальные, когда приходится возвращаться к пройденному музыкальному материалу, когда приходится заниматься, спрашивать совета у других музыкантов. Бывает, молодые музыканты знают что-то большее. Но это трудности, которые приносят удовольствие. Ты перебарываешь себя, решаешь задачу и чувствуешь от этого удовольствие. Один человек сказал мне: зачем тебе заниматься, ты же и так хорошо играешь, я ответил, что я, конечно, играю хорошо, но, если перестану заниматься, придумывать, импровизировать, мои вариации и ноты в тот же день станут похожи одна на другую, а мне этого не хочется. Мне очень запомнилось, как на этот счет сказал один мой американский коллега: «Хорошая нота зависит от той ноты, которая была до нее». Поэтому всегда трудности, всегда сомнения. Как у любого творческого человека.

Два часа встречи с народным артистом России, советским и российским саксофонистом, композитором, руководителем Московского джазового оркестра Игорем Михайловичем Бутманом, по словам воспитанников «Сириуса», промелькнули как двадцать минут. Музыка Гершвина, колыбельная Медведицы на музыку Евгения Крылатова, авторские композиции композитора Бутмана из альбома «Ностальгия» превратили утреннюю воскресную встречу с маэстро в настоящую музыкальную гостиную. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!