
Профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Елена Чверток больше 20 лет преподаёт в Центральной музыкальной школе — Академии исполнительского искусства. Десятки виртуозных скрипачей, воспитанных ею, побеждают в престижных музыкальных конкурсах, включая Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие» в Сириусе. В числе лауреатов «Созвездия» — трое учеников Елены Казимировны — Мария Артеева (Гран-при, 2019 год), Даниил Бессонов (III премия, 2019 год и Гран-при, 2021 год) и Никита Бессонов (II премия, 2024 год).
Зачем скрипачам дыхательная гимнастика, как подготовить юного музыканта к крупному конкурсу технически и психологически и почему умение чувствовать ученика иногда оказывается ценнее любых педагогических методик.
– Елена Казимировна, как педагогу понять, что ученик в исполнительском и эмоциональном плане готов к участию в конкурсах?
– Как правило, на конкурс готовится целая программа. Если ребёнок уже регулярно выступает, физически и технически способен «держать в руках» большой репертуар, при волнении не теряет смыслы и выразительность — можно выносить программу на конкурсное прослушивание.
Главное отличие конкурса от концерта — эмоциональный прессинг. До конца предсказать, как человек отреагирует, невозможно. Но это хороший опыт: он учит понимать собственные психологические реакции, анализировать, насколько твой личный процент успеха зависит от баланса степени подготовленности и эмоциональных особенностей.
Педагог должен чётко сформулировать для ученика исполнительские задачи. А в ходе работы над произведениями музыкальные и даже физические навыки исполнителя постепенно будут отработаны до такого автоматизма, что совсем растеряться на конкурсе он попросту не сможет. Кстати, в ЦМШ есть такая практика: когда дети собираются на конкурс, они каждую неделю обыгрывают конкурсную программу на сцене. Так увеличивается концертная практика и тренируется психика.
– Когда начинать готовиться к конкурсу? Например, мы знаем, что заключительный этап «Созвездия» пройдёт в Сириусе в апреле. За сколько нужно подготовить участника?
– Собственно, весь учебный процесс — непрерывная подготовка к конкурсу. Новые произведения в конкурсную программу не включают. Поскольку эмоции на конкурсных выступлениях зашкаливают и автоматизма должно быть в разы больше, чем на обычном концерте, показывать лучше «обыгранную» программу. А вот на концерт можно выносить «свежее» произведение. Великие музыканты говорят, что музыка обретает себя и начинает жить, только когда звучит на сцене. Поэтому исполнитель может говорить, что играет то или иное произведение, только после нескольких выступлений.
Во время подготовки к конкурсу мы работаем более комплексно: охватываем несколько произведений, собранных в программу конкурсного тура. На простом занятии работа идёт, как правило, очень подробно над одним музыкальным произведением.
– Как помочь ученику справиться с переживаниями перед выходом на сцену? Есть проверенные методы?
– Всё индивидуально. Иногда надо обнять, поговорить. От кого-то лучше просто отойти и лишний раз не нервировать. Одному ученику полезно поиграть гамму, второму — побегать, поприседать. Универсальным методом я бы назвала дыхательную гимнастику: глубокий вдох и спокойный выдох. При волнении в кровь выбрасывается адреналин. Он даёт учащение дыхания и дрожь, которая может перерасти в мышечный спазм. Думаю, понимаете, насколько критично это может сказаться на игре скрипача. Чтобы немного успокоиться и снизить уровень адреналина, можно подышать, наклониться, помахать руками.
– В такие моменты педагог становится ученику фактически родителем.
– Иногда педагог даже больше чем родитель. Помимо методик преподавания, нужно обладать талантом чувствовать ученика. Бывает, он выходит играть, а у тебя начинает болеть шея или сбивается дыхание. Так работает эмпатия. Музыкальное искусство — это же не только звук, а ещё и энергетика. Взаимопонимание, поддержка, чувство локтя очень важны при работе в ансамбле или с концертмейстером. А скрипачи вообще редко предпочитают играть в одиночку. Они без аккомпанемента чувствуют себя уязвимыми. При выступлении на конкурсе очень важен профессионализм и поддержка концертмейстера.
– Кто чаще инициирует участие в конкурсах: сами ученики или Вы как педагог говорите, что неплохо было бы выступить?
– Это настолько взаимно, что уже невозможно различить, от кого исходит инициатива. Но я больше люблю, когда её проявляют ученики: мотивированный человек добьётся лучшего результата, чем тот, кого заставляют.
Сыграть на конкурсе может не каждый. Полно исполнителей, которые в принципе предпочитают в них не участвовать. Человек ранимый, тонкий может просто не выдержать соревновательный момент. А других конкурсная атмосфера стимулирует, придаёт энергии.
– Как ребенку переключаться во время подготовки к конкурсу — в период высокого уровня концентрации внимания, мышечного напряжения?
– Обязательно надо отвлекаться, гулять, двигаться. Умственное и эмоциональное напряжение должно компенсироваться физически. Не могу советовать заниматься спортом — он травмоопасен, а вот физкультура точно нужна.
– Среди ваших учеников — несколько лауреатов «Созвездия». В стране много разных конкурсов. Почему юным музыкантам полезно участвовать именно в этом?
– Большой плюс «Созвездия» в том, что финалисты получают право на участие в трёх очных турах конкурсных прослушиваний без риска исключения. В этом плане «Созвездие» выгодно отличается от множества других конкурсов. Первый тур всегда самый напряжённый. Выбывание на этом этапе воспринимается особенно остро, даже сложнее поражения в следующих турах. Когда вылетаешь из первого, складывается ощущение, будто ещё и приехать не успел, а уже потерпел неудачу. А здесь, даже если участник допустит ошибку на первом этапе, у него остаются шансы проявить себя дальше.
Жюри «Созвездия» всегда сохраняет высокий уровень объективности и компетентности. Конкурс территориально привлекательный, на побережье Чёрного моря. Но самое важное — профессиональные возможности, которые появляются благодаря участию в «Созвездии». Для многих юных исполнителей конкурс в Сириусе становится началом взрослой музыкальной карьеры. В частности, очень поддерживает ребят Сергей Павлович Ролдугин. Он активно приглашает талантливых исполнителей, которых выделил среди участников «Созвездия», в проекты Санкт-Петербургского Дома музыки.