help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

14 января состоится региональный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а уже 16-го в прямом эфире «Сириуса» члены Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по литературе проведут разбор олимпиадных заданий.

Мы расспросили экспертов о том, зачем школьникам нужна предметная олимпиада и с какими трудностями традиционно сталкиваются участники при подготовке.

  • Игорь Сухих – российский литературовед и критик, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ. 

1. Что дает школьнику участие в предметной олимпиаде?

Однозначно, новые знакомства. А для кого-то даже дружбу, ощущение, что есть другие люди, которые так же интересуются литературой, говорят с тобой на одном языке.

Во-вторых, лекции разных интересных людей, членов жюри, писателей, редакторов, издателей – для расширения кругозора. Это уже не горизонтальное, а вертикальное измерение культуры.

В-третьих, в случае победы, грамоту или диплом, которые помогут в дальнейшем.

2. С какими трудностями при подготовке ко ВсОШ традиционно сталкиваются школьники?

Они, наверное, разные и зависят от кругозора участника, объема тезауруса. Для кого-то это умение анализировать текст, для других – конкретные знания, филологическая и литературная начитанность, умение писать сочинения не только в формате ЕГЭ.

3. Как год от года меняются задания ВсОШ?

За последние 5 лет на заключительном этапе олимпиады менялись тексты, постоянной оставалась только структура олимпиадных заданий: первый тур – целостный анализ эпического или лирического текста, второй – творческое задание, где нужно использовать  имеющиеся знания для решения конкретной задачи, третий – монолог (или дискуссия с членами жюри) на заданную тему. То есть проверяются и литературные знания, и навыки, так называемые письменные и устные компетенции.

  • Татьяна Кучина –председатель Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по литературе, доктор филологических наук, профессор

1. Что дает школьнику участие в предметной олимпиаде?

Тут надо разделять прагматическое начало, когда победа на заключительном этапе (или диплом призера) помогает поступить в любой вуз страны без экзаменов, и возможность творческого поиска – когда школьник может попробовать работать с новым литературным материалом как с системой квестов и исследовательских загадок.

И конечно, читательский кругозор: мы стараемся в олимпиадных заданиях предлагать всегда качественные тексты, но хотя и не всегда известных авторов. Это могут быть и современные писатели – тогда целый ряд новых имен, таких, как Алексей Цветков, Полина Барскова, Марина Вишневецкая, Иван Жданов и многие другие, вводится в поле зрения современного старшеклассника.

2. С какими трудностями при подготовке ко ВсОШ традиционно сталкиваются школьники?

Педагог и репетитор – не единственный источник подготовки к олимпиадам, школьники часто обращаются к интернет-ресурсам. Одна из проблем, которую я в этом случае вижу, – у ребят не всегда получается адекватно оценить качество представленных там материалов. 

Второй важный аспект – наличие обратной связи. Ребенок может сколько угодно прочитать книг и исследовательских работ, посмотреть умных передач о литературе, но если у него нет возможности свериться с мнением профессионала – шансов понять, в том ли направлении идет подготовка, крайне мало.

3. Как от года к году меняются задания ВсОШ: становятся ли сложнее?

Каждый год одни участники говорят, что задания дались тяжело, а другие – что были вполне посильны. На самом деле, задания  меняются не по уровню сложности – а скорее по характеру решаемых проблем. В обязательной части составители придерживаются базового академического стандарта, в основе которого лежит целостный анализ текста. Здесь меняются тексты, а тип заданий как раз остается неизменным на протяжении многих лет.

В творческой части, напротив, каждый год меняется все – от литературного материала, с которым работают школьники, до критериев. Потому что нет никаких универсальных критериев для оценивания творческих заданий. Все чаще творческие задания строятся на стыке, например, литературы и кино, литературы и театра.

  • Антон Скулачев – учитель литературы гимназии 1514 г. Москвы, член ЦПМК, председатель ассоциации «Гильдия словесников»

1. Что дает школьнику участие в предметной олимпиаде?

Для ребят-участников это возможность находиться в кругу единомышленников, сверстников, близких по духу и столь же сильно увлеченных литературой. Олимпиадное движение – это мотивирующая среда, в которой растешь, потому что рядом с тобой лучшие в своей области преподаватели и лучшие ученики, тебе есть к кому тянуться.

2. С какими трудностями при подготовке ко ВсОШ традиционно сталкиваются школьники?

Включенность в современную культуру (не только литературу, но и живопись, кино, театр) – важный залог успеха. Дистанционная среда в этом открыла новые возможности: у школьников из небольших городов и поселков, где, например, нет театров, появилась возможность посещать театральные премьеры, выставки, в том числе и мировые, онлайн.

Особенность (а для кого-то и сложность) литературной олимпиады в том, что здесь нет одного правильного варианта ответа, готового решения и однозначной схемы. Существует множество ключей, инструментов, подходов – но виртуозность олимпиадного уровня как раз заключается в том, чтобы участник применил их для конкретного текста по-авторски, не банально. Ведь цель олимпиадника, как у исследователя, – самому открыть в тексте новое, то, что, вероятно, никто до него не видел, выстроить собственную логичную и цельную интерпретацию.

Серьезная нехватка, которую мы часто ощущаем у олимпиадников – в недостаточном владении контекстами современной литературы, литературы 2 половины XX века.

И еще одна устойчивая трудность – неготовность уйти от шаблонов, мыслить самостоятельно, выпрыгнуть из начётнического поиска “тем–идей–художественных средств”, который имеет мало отношения к филологии.

3. Как год от года меняются задания ВсОШ: становятся ли сложнее?

Составляя задания для олимпиадного тура, мы стараемся, чтобы они были не легкими или сложными, а скорее неожиданными. Натаскивание на предмет в случае с олимпиадами, на наш взгляд, – неудачная и бесполезная практика.

Важно, чтобы задание удивляло: например, мне кажется, таким было творческое задание в 2016 году – угадать поэта по вымышленным черновикам, определив по ключевым словам автора и поэтический сюжет. При такой постановке задачи получаются самые неожиданные ответы, яркие и нестандартные, они позволяют ученикам раскрыться.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!