Проект участников научно-технологической программы «Большие вызовы» позволит Высшей школе менеджмента (ВШМ) СПбГУ выстроить приемную кампанию 2021 года с использованием технологии больших данных. Анализ профилей в социальных сетях абитуриентов и студентов поможет с большей точностью находить будущих предпринимателей, бизнес-аналитиков, талантливых управленцев. Партнером проекта стал Банк ВТБ.
Над задачей работают шесть одиннадцатиклассников из Ивановской, Свердловской, Новосибирской областей, Москвы и Республики Татарстан. Все ребята – финалисты Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Большие вызовы» и уже имеют опыт проектной деятельности. Под руководством наставников из Высшей школы менеджмента СПбГУ школьники смогли, используя алгоритм по анализу больших данных, составить портрет перспективных абитуриентов, которые уже учатся или интересуются обучением в бизнес-школе.
«Вузы традиционно собирают определенную статистику по своим абитуриентам. Обычно это базовая информация: регион, средний балл, возраст, школа, которую окончил. Портрет абитуриента нужен для планирования приемной кампании, – рассказывает руководитель проекта, преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ Любовь Ермолаева. – Мы хотим охватить еще больше перспективных старшеклассников. Для этого нужно лучше понимать свою целевую аудиторию».
Идея проекта родилась из магистерской работы выпускницы ВШМ по программе «Бизнес-аналитика и большие данные». Марина Талянская предложила использовать информацию из социальных сетей абитуриентов для разработки новых подходов к рекламе во время приемной кампании. Она стала одним из менторов направления «Большие данные», чтобы помочь школьникам реализовать проект.
Участники проанализировали социальные сети потенциальных абитуриентов и тех, кто уже поступил в ВШМ и подписан на группы института. С помощью разработанных алгоритмов школьники классифицировали будущих предпринимателей и управленцев по интересам и построили четыре профиля потенциальных абитуриентов. Юные исследователи узнали, какую музыку они слушают, что читают, с кем дружат, какие у них увлечения, какие артисты им нравятся и многое другое. На основе проанализированной информации школьники представили свои рекомендации для каждого профиля программы, продумали эффективные инструменты продвижения в соцсетях.
Один из участников проектной группы, москвич Илья Рябин, представлял на конкурсе «Большие вызовы» проект собственного блога уличной фотографии, в котором также работал с социальными сетями.
«В своем проекте я собирал информацию вручную, а благодаря программе научился работать с большим объемом данных. Например, мы в команде разработали собственный алгоритм анализа изображений. Научили нейросеть определять предметы на фотографиях. Даже если у человека не указано в профиле, что он увлекается футболом, по его фотографиям на футбольном поле или с мячом мы сможем понять это. И так по многим другим параметрам», – рассказывает школьник.
Илья отмечает, что планирует поступать в следующем году в ВШМ СПбГУ. Поэтому молодой человек смог примерить на себя профиль потенциального абитуриента и сравнить. На его взгляд, образ на основе больших данных получился вполне правдоподобным.
О программе «Большие вызовы»
Научно-технологическая проектная программа «Большие вызовы» проходит в пятый раз. Ее цель – включить одаренных старшеклассников в работу с инновационными технологиями. Программа 2020 года стартовала 19 октября. Всего за учебный год в разные месяцы в ней примут участие около 230 школьников из 43 регионов. Задачи участникам ставят более 70 партнеров проекта – глобальные российские технологические бренды и ведущие научно-исследовательские организации, конкурирующие на мировых рынках.