help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Молодые изобретатели – братья Илья и Алексей Оразовы из Орла получили свой первый патент на изобретение – перчатку-экзоскелет для космонавтов. Ее встраивают в скафандр, что значительно снижает нагрузку на кисть во время работы в космосе. Этот патент у Оразовых первый, но изобретение не единственное. Проекты Алексея и Ильи неоднократно побеждали на Всероссийском конкурсе «Большие вызовы» по направлению «Космические технологии». А спутник, который смоделировали и создали братья на программе в «Сириусе», уже второй год летает в космосе.

Семья Оразовых рассказала, с чего начались научные эксперименты братьев, что чувствует человек, который присутствует при запуске ракеты, как стать «космомамой» и какие качества помогли юношам добиться успеха.

«Я знаю, что я гений»

‒ Слушай, как ты здорово проходишь эти уровни! ‒ восторгается маленький мальчик, глядя, как его друг легко справляется с компьютерной игрой. ‒ Леша, да ты гений!

Да я знаю, что я гений, еще в три года это понял, ‒ важно отвечает шестилетний Леша.

Этот момент Анна Оразова, мама Леши и Ильи, запомнила на всю жизнь. Интересы ребят ‒ у одного к инженерному делу, у второго к программированию ‒ проявились в раннем детстве. Прабабушка братьев разглядела в них способности, когда им было всего три-четыре года, и стала учить их математике и физике. Затем эстафету принял отец ребят Виталий Оразов.

«В основном мальчишками занималась жена, а я работал, чинил автоэлектронику, ‒ говорит Виталий. ‒  Но моя мастерская была рядом с домом ‒ дети приходили ко мне, что-то делали, что-то ломали… Так и учились. Они меня как будто поделили пополам. Илье досталось мое увлечение инженерией, а Леше ‒ программированием. Но у меня поверхностные знания, сейчас могу только подкидывать идеи, парни меня уже обогнали».

Леша с раннего детства проводили много времени в папиной мастерской.

Родители мальчиков подчеркивают, что они ни к чему не принуждали детей, только поддерживали их начинания. В какой-то момент мастерская отца не могла обеспечить всем необходимым: братья росли и хотели читать специальную литературу, ставить собственные опыты, экспериментировать.

«Мы только шесть лет назад переехали в Орел, ‒ рассказывает Анна Оразова. ‒ Раньше жили в Туркменистане, и книжки, журналы про эксперименты, конструкторы Lego, игровые наборы для опытов либо заказывали посылкой из Москвы, либо просили друзей прислать. А сюда переехали ‒ так много всего! Развивайся, было бы только желание, а желание было».

Запустили спутник в космос

После переезда ребята стали активно участвовать во всевозможных конкурсах и олимпиадах. На одном из них, «МИФ-2017», братья представили проект роботизированной руки-манипулятора. Они заняли первое место на городском этапе, затем второе место на региональном ‒ и Илья получил приглашение в Образовательный центр «Сириус» на направление «Робототехника и космические технологии» программы «Большие вызовы». Младший брат тогда не прошел по возрасту.

«Мне пришлось быстро вникать в новую для себя сферу, рассказывает Илья. ‒ К концу программы я уже был в курсе всех событий и новых технологий. При этом тебя окружают увлеченные люди, и есть все возможности для реализации идеи ‒ оборудование, материалы. Эта особая атмосфера “Сириуса” так меня вдохновила, что я заразился космосом и по сей день стараюсь не отходить от космической тематики».

Илья в прототипе скафандра с интерфейсом дополненной реальности.

В следующем, 2018 году  обоим  братьям удалось попасть на программу «Большие вызовы», но они оказались в разных проектных командах: Илья создавал модель скафандра нового поколения с интерфейсом дополненной реальности для миссий на Луну и Марс, а Алексей ‒ разработкой наноспутников класса CubeSat для научных экспериментов.

«На моей первой программе в “Сириусе” мне нужно было интегрировать в спутник камеру, ‒ вспоминает Алексей. ‒ В начале я многого не знал. Как передать снимок с камеры на антенну? Как работает CAN-шина, по которой общается “мозг” спутника с радиопередатчиком? Приходилось срочно прокачиваться. За тот месяц я немало узнал, работать в этом направлении понравилось. Тогда я и понял, что программирование ‒ это мое».

У Ильи впечатления от программы еще ярче. Ведь школьников, участвовавших в разработке спутников «СириусСат», пригласили на космодром Байконур. Юные исследователи присутствовали на старте ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-09», который и доставил на МКС первые российские школьные малогабаритные космические аппараты. 

«Запуск проходил ночью, это незабываемый момент моей жизни. Мы стояли на расстоянии полутора километров от стартовой площадки, ‒ рассказывает Илья.  ‒ Когда заработали двигатели, небо озарилось так ярко, будто наступил день. Буквально через три секунды до нас долетел рев двигателей, я бы его сравнил с миллионами одновременно взрывающихся салютов. Мы находились рядом с центром управления и слышали, что происходит с ракетой ‒ оторвалась от стартового ствола, с двигателями все в порядке, полет проходит нормально. Конечно, переживали, ведь это был наш первый серьезный проект. Через месяц нас пригласили в Центр управления полетами в Королев, и там мы в прямом эфире наблюдали, как космонавты Олег Артемьев и Сергей Прокопьев во время выходя в открытый космос вывели  наши аппараты на орбиту». 

Космический тандем

Идея экзоперчатки возникла у ребят в 2018 году, когда Илья работал в проекте «Больших вызовов» по совершенствованию скафандра. Тогда он надел скафандр и на себе ощутил его тяжесть. Школьник почувствовал, как трудно сжать перчатку – чтобы просто держать кулак, нужно применять силу в 20 кг. Братья  придумали перчатку с функцией дополнительного сжатия. Она помещается прямо в каркас скафандра и существенно облегчает работу в космосе. Илья и Алексей запатентовали свою разработку и надеются, что она будет воплощена в жизнь.

На вопрос о том, какие качества помогают ребятам развиваться и добиваться успехов, Анна отвечает, что у обоих сильны чувства ответственности и справедливости.  Они очень целеустремленные и умеют добиваться результатов. А еще оба добрые и открытые ‒ всегда делятся своими идеями и знаниями, без подозрительности, без зависти.

Отец добавляет, что его сыновья честные и невероятно трудолюбивые. У юношей с детства сложился тандем ‒ каждый из них помогает второму в той области, в которой он сильнее. Они отличная команда, и это доказывают их совместные проекты. 

Илья и Алексей с родителями.

Илья и Алексей признают, что во многом это заслуга родителей. Именно им они посвятили свой первый патент на изобретение. И если папу они называют первым учителем и до сих пор обращаются к нему за идеями или советами, то мама для братьев ‒ олицетворение постоянной поддержки и заботы. 

«Мама нам всегда помогала и везде нас сопровождала, даже до “Сириуса” довозила сама. Было здорово, что мы не одни, ‒ делится Илья. ‒ Наши знакомые называют ее “космомамой”. Она у нас современная и благодаря нам тоже разбирается в космической тематике. Думаю, без нее у нас бы не получилось и половины того, чего мы достигли».

Алексей и Илья представляют свобе изобретение ‒ перчатку-экзоскелет.

А маме важны не столько достижения детей, сколько их радость и удовольствие от того, чем они занимаются. Ей хочется, чтобы они приносили пользу обществу и главное ‒ чтобы им было интересно. 

Сейчас Анна работает методистом по направлению «Искусство» в региональном центре «Созвездие Орла», созданном по модели «Сириуса». Илья и Алексей его частые гости, они проводят мастер-классы для начинающих изобретателей, с удовольствием делятся своим опытом исследовательских проектов. 

В этому году Илья Оразов поступил в Московский институт электронной техники и сейчас почти все время уделяет учебе: «Электроника ‒ везде, во всех сферах нашей жизни, и в том же космосе. Ни один спутник не полетит без электроники. Так что не могу сказать, что я попрощался с космосом, наоборот, в будущем я хочу разрабатывать космические аппараты».

Иначе смотрит на свое будущее Алексей, который сейчас учится в 11-м классе: «В космос меня тянул брат. Теперь я все больше ухожу в информатику – пишу программы и создаю ботов для соцсетей. Больше всего я горжусь ботом для "Телеграма" ‒ вы можете написать или сказать голосовым сообщением, о чем и когда вам нужно напомнить, и он сделает это. Работа сделана с нуля, и люди уже пользуются результатом».

Родители братьев до сих пор под впечатлением возможностей, которые открыл перед их детьми Образовательный центр: «Вера в то, что своими силами можно столького добиться, подтолкнула детей развиваться дальше. Этим “Сириус” нас поразил и воодушевил».

Текст подготовила студентка СПбГУ, Маргарита Воротникова

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!