В середине марта «Сириус» пригласил 25 специалистов из региональных центров, создаваемых с учетом его опыта, на обучающий семинар. Вместе с преподавателями – практикующими пресс-секретарями и журналистами – участники четыре дня разбирались, как находить информационные поводы, работать с фактурой, писать эффективные тексты, работать со СМИ и индустриальными партнерами, создавать проекты для популяризации работы своих центров и продумывать медиапланы.
Программу тренинга разработали специалисты из департамента медиакоммуникаций «Сириуса». Их задача была привести специалистов из 20 регионов с самым разным опытом, образованием и функциями в образовательном центре к единому знаменателю, помочь улучшить навыки в письме и планировании и в какой-то степени подтолкнуть к решению коммуникационных проблем в регионе.
«Нам сложно привлекать журналистов: зачастую пробки и гололед для них важнее освещения наших образовательных программ», – говорит Ирина Семихова из Санкт-Петербурга, презентуя групповой проект – одно из двух практических заданий тренинга. Девушка развивает коммуникации в «Академии талантов». Журналист по образованию, Ирина управляет редакцией, ведет группы центра в социальных сетях и продюсирует детское радио «Большая перемена».
Ее коллега Александра Фомина из Владимирской области – аспирант-филолог. «Работа над медиапроектами показала, что проблемы во многих регионах схожи, – говорит она, – это недостаточная информированность о работе Центра, дефицит бюджета и кадров для пресс-службы. Как правило, функция пиара не самостоятельна, а добавляется к основной должности: методиста или педагога допобразования».
Педагог-организатор регионального центра «ТАУ» в Удмуртии Роман Сухих поясняет: «Я сам круглосуточно нахожусь на смене, вижу что происходит и как. Вечером написать об этом новость не так сложно». Тяжелее с мероприятиями, которые проходят в одно время и в разных местах, говорит он. Чтобы оказаться в двух местах одновременно, специалист запрашивает информацию у коллег, у которых первоочередные задачи совсем другие. «Страдает оперативность и качество. После семинара, кажется, дали зеленый свет на создание PR-отдела», – обнадеживает Роман.
В качестве решений участники, разделенные на пять команд, предложили проводить городские фестивали на тему науки, спорта, музыки, танцев, поэзии и живописи; приходить в школы с нескучными мастер-классами; проводить квест-экскурсии; привлекать музеи, библиотеки и театры в качестве партнеров.
Чтобы поощрить дружественные школы, участники придумали для них знак качества, который подчеркнет, что учреждение сотрудничает с центрами по работе с талантами. Это может быть важно для родителей при выборе школы, ведь они несомненно хотят дать своему ребенку как можно больше в плане развития и образования.
Еще одна команда решила наладить прямое информирование детей о регцентре через творческие объединения – детские медиацентры – в удаленных населенных пунктах. Для участников студий организаторы проведут цикл мастер-классов, направленных на развитие медиакомпетенций: дизайн, создание текстов, фото- и видеосъемка, искусство презентации.
Устаревшие дни открытых дверей коллеги с Урала, из Сибири и Мордовии превратили в современный фестиваль «Лаборатория талантов», который в игровой форме позволит детям и взрослым познакомиться с направлениями работы регионального центра. «Проект получил достойную оценку экспертов. Я постараюсь сделать все, чтобы реализовать его в ближайшее время», – говорит Алена Свидунович, студентка 4 курса журфака и представитель регионального центра в Новосибирской области.
Тренинг проходил в Московской области на трех площадках: в гимназии имени Е.М. Примакова, Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и кванториуме Технологического университета в Королеве. Помимо медиапроектирования каждому участнику требовалось написать текст о Космической программе «Сириус-2020», которая в это же время проходила на площадке. Требовалось пойти в лаборатории, поговорить с инженерами и специалистами и прямо здесь, в полевых условиях, подготовить материал к публикации.
Ограничений по формату не было, поэтому среди работ встречаются не только новости и интервью, но и сторителлинг, и видео, и подборка локальных мемов Космической программы.
Справиться с заданиями участникам помогли специалисты по коммуникациям «Сириуса» и приглашенные эксперты: популяризатор космонавтики, журналист Forbes, «Известий», «Популярной механики» и детского журнала «Думай» Михаил Котов, заместитель главного редактора Indicator.Ru Яна Хлюстова и руководитель корпоративного PR Яндекс.Такси Ася Мелкумова.
В программе было 7 лекций и мастер-классов:
1. Лекция «Форматы коммуникаций». Зачем и как говорить с широкой публикой и СМИ
2. Мастер-класс «Интерактивные коммуникации». Обзор кейсов. Медиаплан
3. Лекция «Новость как основной инструмент распространения информации в СМИ и социальных сетях». Работа пресс-службы. Механизмы продвижения в медиа. Основные ошибки и сложности
4. Лекция «Как зайти в компанию». Что предложить бизнесу, как работать с индустриальными партнерами
5. Мастер-класс «Как писать просто». Как сформулировать свою мысль для широкой публики. Структура пресс-релиза. Логика. Содержание. Стилистика
6. Мастер-класс «О чем писать». Как и где искать интересные поводы. Кейсы и примеры
7. Лекция «Как писать о космосе интересно и без ошибок». Как не запутаться в ступенях и ракетах. Как работают печатные и онлайн-СМИ
Презентации можно скачать здесь.