help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Представьте, что полководец Михаил Кутузов погибает во время Бородинского сражения 1812 года. Или, например, Владимир Красное Солнышко выбирает другую религию в качестве государственной, ведь у него была свобода в выборе религии. К каким событиям это могло бы привести, в какой стране мы бы жили сегодня и чего бы тогда не случилось? В школе «Сириуса» ребята вместе с преподавателем Владимиром Беляковым становятся настоящими творцами истории и придумывают альтернативную реальность. Как проходят такие уроки и чем они полезны – разбираемся в материале. 

Урок альтернативной истории – это междисциплинарный модуль, всего их насчитывается несколько десятков, и ребята сами решают, чему будут учиться дополнительно. Занятие по альтернативной истории – всегда лишь частичная импровизация. Чтобы придумать события, которые действительно могли произойти, нужно не только знать даты и таймлайн, но и понимать причины и следствия событий в реальной истории, видеть параллели между событиями в разных странах в одном временном промежутке. 

«К 10-11 классу у школьников складывается примерная картина событий в России от 864 года до начала 21 века, но она скорее носит линейный характер в формате “причина событие – следствие”. Альтернативная история заставляет вспоминать всемирную историю, события, которые происходили в Европе, и это важно, потому что наша страна никогда не находилась в изоляции. Межгосударственные контакты, международная торговля существовали всегда. И на уроках мы учимся видеть все в объеме», – говорит Владимир Беляков. 

Уверенно себя чувствуют на занятии обе категории учеников: и знатоки событий прошлого, и школьники, не подкованные в истории. Те, кто знают историю, легко жонглируют фактами и отметают маловероятные версии. При этом ребятам, плохо знающим летопись времен, проще фантазировать и предлагать возможные варианты.

В начале урока участники дискуссии буквально за несколько минут выбирают тему, затем рисуют на доске или выводят на экран карту, вспоминают реальные события, доходят до конкретной точки и начинают домысливать. 

Допустим, Христофор Колумб не достигает Америки. Возможно ли такое развитие событий, что в пути матросы поднимают бунт на корабле, убивают Колумба, возвращаются домой и говорят, что земли нет. На сколько бы отодвинулась история открытия континента? Зная, какие события в это время происходят в мире, можно исключать какие-то сценарии, а какие-то раскручивать до фантастических историй гибели или рождения целых цивилизаций. 

Еще один пример. Представим, что Петр I умирает во младенчестве. Все. Нет европеизации, не прорубают окно в Европу, нет Северной войны. Или есть? И к этим событиям приводят другие деятели? Как бы шел процесс развития нашей страны, если бы обстоятельства сложились иначе? 

  

«Я модерирую весь процесс, чтобы мы не увлеклись каким-то одним сценарием, а создавали их несколько. Учитывая, что мы все же опираемся на реальные факты, это расширяет кругозор», – говорит преподаватель. 

На занятии обычно присутствуют от 8 до 20 человек. Это оптимальное количество участников, чтобы выдвинуть больше возможных версий и при этом каждый мог высказаться. Завершается урок альтернативной истории  разговором о том, что все-таки случилось на самом деле, чтобы в головах у школьников не остались неверные факты.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!