help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Непрерывное обновление становится главной функцией образования

– Елена Владимировна, что стало главным результатом создания и развития «Сириуса»?

Задача создания «Сириуса» была сформулирована Владимиром Владимировичем Путиным еще на стадии подготовки заявки на проведение Олимпиады в Сочи. Уже тогда предполагалось, что создаваемая к Олимпиаде инфраструктура будет использоваться для развития талантов детей и молодежи из всех регионов России. Это к вопросу об иногда звучащих высказываниях, дескать, не знали, что с построенным делать. Знали! Равно как знали, что стране нужно готовиться к существенным изменениям, которые связаны с глобальной трансформацией экономики, науки, образования. Президент с 2012 года говорил, что стране нужна новая экономика.

И эта экономика зависит в первую очередь от кадров, от людей, от качества населения. Только активные, профессиональные, ответственные и справедливые граждане смогут обеспечить устойчивое развитие экономики России в целом в условиях глобальной конкуренции.

– Как воспитать в людях эти качества?

– Просто: выявить на ранней стадии и развить таланты в каждом. Формировать внутренние предпочтения, вдохновлять и вместе мечтать, это воспитывает в ребенке, да и в любом человеке, серьезную внутреннюю мотивацию для реализации собственных целей, в общем, для России поле приоритетных задач.
И эта система, именно система, создается, отрабатывается в «Сириусе». Для детского и подросткового уровня модели уже готовы, они начали внедряться в рамках создания региональных центров развития талантов.
Мне кажется, что создание и распространение по всей стране новой образовательной модели, новой образовательной культуры отношения к школьникам и педагогам, причем не на уровне просто идей, а на уровне отработанных, доказавших свою эффективность методик, и является главным результатом создания и развития «Сириуса». 

«Сириус» серьезно продвинулся в создании новой воспитательной среды, когда воспитание идет через обучение, проектную деятельность, через личное общение с яркими и талантливыми педагогами и наставниками, через культуру общения со сверстниками. Именно такую модель нужно внедрять в регионах, когда любовь к Родине, передача культурного кода происходят за счет реальной созидательной деятельности каждого, а не «системы лекций и семинаров».

– Как «Сириус» повлиял на развитие всей системы образования?

– Он еще не повлиял. Точнее, не повлиял в той мере, как нам хотелось бы. Но уже начал оказывать серьезное влияние: «Сириус» продемонстрировал всем, что есть новые методики, новые подходы к образовательному процессу, основанные на опыте самых сильных педагогических и профессиональных российских школ. Эти подходы позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса, учитывать изменения в экономике и технологиях, способах коммуникации и совместной деятельности. Очень важный момент «Сириус» стал центром притяжения всех талантливых и неравнодушных профессионалов в области общего, дополнительного и профессионального образования со всей страны. Ведь все наработки и методики «Сириуса» это результат совместного труда педагогов-новаторов, ученых, инженеров и специалистов организаций партнеров «Сириуса», тренеров, музыкантов, артистов, композиторов и руководителей ведущих российских образовательных организаций.

«Сириус» создал Ассоциацию ведущих школ-партнеров, которая методически и методологически поддерживает преобразования образовательных систем в регионах и одновременно расширяет собственную партнерскую и экспертную сеть. «Сириус» благодаря воле и решению президента стал площадкой, которая позволила объединить и расширить необходимую «критическую массу» заинтересованных в преобразованиях учителей, экспертов, организаций. Только так можно развивать и обновлять систему российского образования в заданной президентом логике.

– Что должно быть главным в образовании сегодня?

– Образование и школа всегда должны соответствовать социально-экономическим задачам, решение которых позволит России обеспечить свою глобальную конкурентоспособность, устойчивое развитие. Образование это база, фундамент для индивидуальных и желаемых социальных лифтов, равно доступных для каждого члена общества. Для этого с учетом практического опыта «Сириуса», результатов его выпускников и педагогов необходимо учитывать следующее. 

Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в научении, а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка. Общее школьное образование должно быть объединено с системой дополнительного образования. Нельзя оставлять так, как есть, когда на уроках «сиди и учи», а все интересное это «так, развлечение в кружках, если хочешь». Процесс должен быть единым, когда практические и интересные задачи «в кружках» становятся эффективной мотивацией для изучения школьных предметов. И наоборот, когда школьные знания являются основой для решения практических задач.

Во-вторых, такая система требует существенной корректировки логики нашего взаимодействия необходимо согласованное участие всех заинтересованных сторон: федеральных, региональных, муниципальных властей, образовательных организаций и организаций дополнительного образования, организаций высшего образования и исследовательских институтов, предприятий реального сектора. Только так можно выстроить принципиально новую межведомственную и междисциплинарную среду. Сейчас все взаимодействия крайне зарегулированы и тяжелы. Зачастую все совместные проекты и активности реализуются за счет энтузиазма конкретных участников и вопреки, а не благодаря действующим нормам и правилам. 

В-третьих, эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой моделей. Развитие образовательных систем это общая задача для государства, науки, бизнеса, всего общества. Без этого у ребенка не будет возможности выбора траектории своего социального и личностного роста на всех уровнях образования. Для этого нужно выявлять, поддерживать, развивать и лучшие педагогические практики, и практики управления в системе муниципального образования.

И, в-четвертых, для этого мы должны крайне взвешенно подойти к разработке новых образовательных стандартов. Нужно учесть все требования, которые влияют на раскрытие творческих способностей учащегося, формирование его жизненных предпочтений. Это должна быть профессиональная и открытая экспертная работа, объединяющая как школьных педагогов, так и ученых, специалистов высшей школы, представителей бизнеса и других заинтересованных профессионалов.

– Какой, на ваш взгляд, будет школа через 10 лет?

– Я думаю, что никто сейчас не знает, какой будет школа через 10 лет. Но главное в нашем образовании сегодня это обеспечить личную конкурентоспособность каждого гражданина, позволить каждому максимально реализовать себя, свою мечту, быть счастливым.
И отсюда основные характерные черты для «школы через 10 лет»: индивидуальные образовательные траектории, учет и развитие всего лучшего, что уже нами создано, развитие компетенций, подготовка педагогов-исследователей, гибкость всей системы в целом, ее сфокусированность на достижении приоритетных задач, заложенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Идти к мечте, учитывая изменения, но не изменяя себе

– Говорят, что к тому времени, когда нынешние первоклассники окончат школу, 70% существующих ныне профессий исчезнут. Как готовить детей жить в неопределенном, постоянно меняющемся мире?

– Это к вашему вопросу про «школу через 10 лет». Просто нужно учить жить детей в неопределенном, постоянно меняющемся мире, самим ему соответствовать. Это опять про систему раскрытия и развития талантов у всех. Если ребенок, человек вынужден бессистемно подстраиваться под непрерывные внешние изменения, то вряд ли такой человек будет счастлив. Если же человек знает свою цель, свою мечту и идет к ней, безусловно, учитывая происходящие изменения, но учитывая именно изменения, а не изменяя себе и своей цели, то этот человек будет успешен, счастлив. А выявление талантов на ранней стадии и их развитие разве это не есть формирование мечты и помощь в первых шагах, закрепление навыка следования поставленным целям? Методики и институты могут меняться, но принцип, я думаю, будет таким.

– Кого можно назвать хорошим учителем сегодня? И как сделать так, чтобы таких учителей было как можно больше в школе?

– Действительно, образование это та область, где кадры решают и всегда решали все. Нам всем нужно сказать огромное спасибо всему учительскому корпусу, который в те сложные переходные годы сохранил систему как школьного, так и дополнительного детского образования, позволил системе выстоять.
Сейчас системы школьного и дополнительного детского образования являются одними из основных государственных приоритетов. Президент лично уделяет очень много внимания этой области, достаточно вспомнить Послание Федеральному Собранию – первая тема и больше всего внимания, детальное знание проблемы, предельно конкретные поручения. Государство прилагает немалые усилия для развития системы, но какой будет эта система, зависит в первую очередь от учителя. 

Сегодня перед учителями стоят еще более серьезные вызовы, чем в конце девяностых, ускоренно развиваться, содержательно меняться в условиях глобальной конкуренции, это требует не меньших усилий, чем сохранять систему в тяжелых экономических условиях. Современный учитель должен обладать навыками работы в новой информационной среде, непрерывно повышать собственный профессиональный уровень, передавать детям не только знания, но и навыки человеческого общения, совместной работы, умение мыслить как исследователь, умение учиться, учиться непрерывно.

Но главное, как мне кажется, это то, что учитель должен любить и уважать своих учеников, видеть не себя в профессии, а себя в своих учениках. И я уверена, что таких педагогов у нас большинство. Мне с такими учителями везло с детства, мой сын часто с большим уважением отзывался о многих своих учителях. В «Сириус» приезжают самые талантливые педагоги, в поездках в регионы по линии ОНФ - а я, как сопредседатель, курирую в том числе площадку «Образование» - мне встречаются интересные и заинтересованные учителя… Думаю, что «везло» неправильный термин, правильный - «как правило».

Да, вызовы перед учительским корпусом стоят серьезные, как, впрочем, и перед всей страной, будет сложно. Но задача решаема. А опыт и наработки «Сириуса», профильные региональные экспертные площадки ОНФ как инструменты решения этой задачи задачи профессионального развития учительского корпуса.
Сейчас на базе «Сириуса» формируется система повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей и профильных преподавателей высшей школы. Часть программ уже реализуется, часть находится в разработке. В ближайшее время мы объявим набор в педагогическую исследовательскую магистратуру.

Без качественной системы образования нельзя предотвратить отток молодежи из регионов.

– От чего зависит эффективность работы региональных центров по поддержке талантливых детей?

– Все просто: от талантливых педагогов, умных и смелых руководителей – классных, школ и университетов, регионов. За последние несколько лет регионы существенно пересмотрели свое отношение к вопросам образования в целом. Это, безусловно, влияние происходящих изменений, прямые поручения Президента России новому губернаторскому корпусу.

Там, где власти, бизнес, губернатор понимают, что без высокого качества населения нельзя создать конкурентоспособную экономику, что без качественной системы образования нельзя обеспечить высокое качество населения, скажу жестче: понимают, что без качественной системы образования нельзя предотвратить массовый отток молодежи из региона, там находятся и средства, и механизмы, а главное появляется осознанное желание такие центры развивать.

Во многих регионах уже есть определенные практики, наработки. И «Сириус» как институт методического и методологического сопровождения программы создания центров по поддержке талантливых детей аккумулирует все эти наработки и обеспечивает их передачу.

Повторюсь, что одно из важнейших достижений «Сириуса» заключается в том, что сформирована реальная, живая, экспертная в хорошем, созидательном, смысле этого слова всероссийская площадка, где собирается, обрабатывается и распространяется передовой опыт в области образования.

– Елена Владимировна, в «Сириус» наряду с другими видными деятелями часто приезжает и президент страны. Что, на ваш взгляд, получает Владимир Владимирович от этих встреч с детьми?

– Ну, эти вопросы лучше задавать самому Владимиру Владимировичу.

– И все же: что вы думаете?

– Хорошо, выскажу свое мнение. Как я уже говорила, проект «Сириус» в том формате, который сейчас есть, - это с самого начала идея и последующие поручения президента. Президент реально принимает непосредственное участие во всех концептуальных вопросах развития «Сириуса», возглавляет его попечительский совет, считает, что создание системы развития талантов чрезвычайно важно для развития России в целом. Так много личного внимания президента может привлекать только проект, закладывающий будущую модель системы образования, а значит, и фундамент для новых российских технологий, экономики страны.

А что получает от встреч? В «Сириус» постоянно приезжает очень много знаменитых, я бы сказала, великих, неординарных людей. Можно допустить, что первый-второй раз они приехали по просьбе Владимира Владимировича… Но они продолжают приезжать. Здесь очень комфортная, уютная и в то же время яркая и творческая атмосфера «живого знания». И она создается нашими талантливыми, активными и пытливыми детьми.

Мне говорили, что здесь перезагружаешься, здесь можно вырваться из суеты, получить неимоверный положительный заряд, что эти встречи полезны и в профессиональном смысле когда готовишься к выступлению, то можешь под другим углом посмотреть на проблему, можешь услышать интересную трактовку или предложение от ребят. Сначала это наших гостей удивляло, но сейчас они уже относятся к этому как к норме.

Мне кажется, что и президент приезжает за этой атмосферой. Во всяком случае, все встречи и беседы с ребятами проходят живо, на равных, и поверьте, без репетиций и подготовки – сначала пробовали, но бесполезно, разговор на «втором шаге» уходил в свою логику.

Хочу еще добавить, что если каждый губернатор и министр в нашей стране будет брать пример с президента в части развития талантов, то мы достаточно быстро сможем выполнить требование майского указа по вхождению в Топ-5 и Топ-10 мировых лидеров.

– Отслеживает ли «Сириус» судьбу тех, кто прошел через него?

– Да, формально и неформально. Во-первых, у «Сириуса» есть Центр по работе с выпускниками и грантополучателями, который ведет Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. В нем содержатся сведения о достижениях ребят на различных олимпиадах и конкурсах. Для выпускников проводится ежегодный саммит молодых ученых, регулярно организуются научные школы-конференции (по биоинформатике, искусственному интеллекту, квантовым коммуникациям, генной инженерии, астрофизике и т. д.), практикумы по разработке для студентов (в партнерстве с отраслевыми компаниями «Яндекс», «РЖД», «Тинькофф Банк»), магистерские программы с ведущими российскими университетами-партнерами. Все это позволяет нам готовиться к открытию университета «Сириус», создание которого поддержал президент 1 сентября 2018 года. Он заработает в полную силу во второй половине 2019 года. Мы и неформально следим за их успехами, поддерживаем личные контакты через кураторов, педагогов, научных руководителей центра, отраслевых партнеров, организаторов образовательных программ, все вместе радуемся их совместным успехам в социальных сетях. Если говорить детям: «Сидите тихо и глупых вопросов не задавайте», никакого научно-технологического прорыва не получится.

– Елена Владимировна, кто ваши учителя?

– Наверное, у каждого человека бывает несколько учителей. Очень важен учитель, который встретился тебе в школе. Идеально, как это было в моем случае, когда это еще и классный руководитель, которому можно задавать вопросы, на которые не всегда ответят родители или сверстники. Такой классный руководитель - это всегда огромная удача. Моим классным руководителем была Галина Васильевна Сердюк, я встречалась с ней совсем недавно в родном Петербурге. Она в добром здравии, слава богу! В этот раз мы много говорили о том, кто и что из нас сейчас читает.

– С какими вызовами вы и ваша команда столкнулись?

– Важно было не превратиться в школу-крепость или закрытую среду для тех ребят, которые уже и так проявились. Мы не боялись, но такие страхи некоторые высказывали. Сегодня мы видим, что «Сириус» сформировал вокруг себя и региональную сеть, и новую городскую среду. Выстраивая центр, нужно было одновременно выстраивать отношения с губернаторами всех регионов, разными министерствами и одновременно с муниципалитетом, соседними школами. Мы сформировали не только всероссийский центр по работе с самыми сильными мотивированными школьниками из всех регионов, но и центр дополнительного образования в Сочи, программы умного досуга, умного туризма, умного отпуска для туристов. Как только закончили строительство новой школы, открыли два инженерно-математических класса для сочинских школьников. Активно привлекаем сочинских педагогов к работе с научными руководителями наших программ, это очень востребованный ими формат.

Сочинские школьники, когда впервые пришли в парк науки и искусств «Сириус», услышали от своих учителей: «Сидите тихо и глупых вопросов не задавайте». У всех был «белый верх, темный низ». Видимо, подразумевалось, что это будет формальное официальное мероприятие. Но через двадцать минут стало все, как надо: ребята задавали много вопросов, вливаясь в нашу среду. Самое главное, что все потом захотели вернуться. Многие ребята, прошедшие через «Сириус», мечтают к нам вернуться и возвращаются, добиваясь новых результатов в школе, становясь студентами ассистентами научных руководителей профильных программ «Сириуса».

И, конечно, очень приятно видеть, что в эту среду все время возвращаются взрослые, которые приезжают читать лекции. Меня и поражает, и радует, как серьезно они к этому относятся. В этом и состоит успех «Сириуса» серьезность, с которой его партнеры участвуют в его развитии, с которой они общаются с ребятами. При этом в «Сириусе» очень живая и насыщенная профессиональная среда, но и много музыки, тонкого юмора, общения, спорта, мечты всего, что вдохновляет. И развитие именно такой среды это ответственность нас всех. Чтобы ребята выбрали то, что станет основой их профессиональной жизни, им обязательно нужно общаться с профессионалами, когда они могут на равных обсуждать, что их интересует, как будут развиваться технологии, где то соединение, которое даст прорыв. Их вопросы и ответы говорят о том, что они уже сегодня профессионалы молодые, справедливые, ответственные. Наша задача формировать профессиональные, но абсолютно прозрачные, открытые сообщества, где обсуждаются неочевидные вещи, а неочевидных вещей становится все больше. Я уверена, что очень быстро - в течение 3‑5 лет вокруг «Сириуса» вырастет новый полноценный наукоград с такой же насыщенностью живой образовательной среды как внутри, так и снаружи.

– На образовательном поле зарождается конкуренция. Как вы относитесь к этому? И есть ли у вас конкуренты?

– Мне кажется, что конкуренция должна быть очень острой за наших выпускников. И за те образовательные программы, которые мы им предлагаем. Горящие глаза наших ребят, а также скорость, с которой они усваивают знания и принимают решения, завораживают наших партнеров. Мы считаем себя площадкой, которая хотела бы формировать и уже формирует горизонтальную среду региональные «Сириусы», и чтобы у ребят была возможность двигаться по горизонтали в зависимости от специализации нашей площадки.
На нашу проектную программу заявились 158 партнеров. Мы бы хотели, чтобы проектов было не более 50‑60. Особый интерес у нас к тем проектам, которые будут заканчиваться стажировками наших ребят у компаний-партнеров. Вот здесь нам бы хотелось максимальной конкуренции между научными и технологическими группами, которые развивают новое знание. И в этом плане мы бы хотели быть благополучателями этой конкуренции. Конкуренция это всегда осознание и развитие принципиальных смыслов. Нельзя выиграть конкуренцию, не объяснив смысл, не объяснив задачу члену своей команды, дать новейшие инструменты. Вот это сшивка реальности и ожиданий ответственность коллег по региональным центрам.

Мы должны видеть, мы должны понимать, как поддерживать интерес у ребенка, как дать ему возможность что-то попробовать, чтобы он загорелся. Если это случится, то дальше сообщество, которое уже сформировалось, его поддержит и подскажет. На открытии «Сириуса» Жорес Иванович Алферов (его уход – огромная потеря для нас всех) говорил, что самый лучший нобелевский лауреат для школьника это студент второго курса. Сейчас у нас уже появились студенты второго курса выпускники «Сириуса», и мы уверены, что они будут поддерживать содержательные связки, которые полностью соответствуют стратегии научно-технологического развития.

Вселенная как личное пространство

 При вашем режиме работы и темпе жизни вы успеваете читать?

– Я много читаю. Классику и современных авторов, что-то перечитываю. Интересно замечать, что созвучно тому, что я делаю сейчас. Мне кажется, нам всем надо не забывать читать и обсуждать научную фантастику. Потому что исследование и внедрение, исследование и прогнозирование, прогнозирование и интуиция, интуиция и ощущения это все то, что составляет основу программ и технологий, которые нам сегодня необходимы. И все это созвучно и детским устремлениям, и той живой среде, которая сформировалась у нас в «Сириусе» за счет соединения науки, искусства и спорта на одной площадке. Все эти направления сейчас очень высокотехнологичны. Все они представлены ребятами из всех регионов страны. Мы видим на одной площадке соединение национальных педагогических и профессиональных школ, тех, кто побеждает на международных соревнованиях, и все это вместе порождает ту среду, где можно задать любой вопрос, где возникает ощущение, что весь мир - это твое личное пространство.

Смысл не в количестве прочитанного, а в том, на что ты отзываешься, насколько прочитанное созвучно твоему опыту. Я понимаю, что самый ценный для нас опыт это нахождение как раз в таких средах, где представлено огромное количество всего разного. На со­единении этого разного и основаны и наши передовые научно-технологические достижения, и самые лучшие образцы русской классической литературы. И это то, что ценят ребята, когда приезжают в «Сириус» из разных регионов, из всех направлений, и это то, что позволяет им соединяться в жизненные команды, которые и дальше будут общаться.

– Каждый родитель считает своего ребенка талантливым. Так ли это?

– Я считаю, что каждый ребенок талантлив. Это очевидно и не требует доказательств. Вопрос к каждому из нас: сделали ли мы все для того, чтобы этот талант проявился? Соединение возможностей с их доступностью и наличие заинтересованного педагога это как раз то, что помогает таланту раскрыться, состояться.

– Елена Владимировна, большое спасибо за беседу.

Источник: Учительская газета
 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!