В «Сириусе» открылся новый клуб по интересам — «Арт-моделирование». Его руководителями стали сотрудники Сочинского художественного музея, искусствоведы-галеристы Борис Салахов и Екатерина Хотинова.
Анализировать произведения живописи различных эпох, выявлять основные черты, присущие работам определенного художника, и выяснять, почему одни картины не стоят и тысячи рублей, а за другие ценители готовы платить миллионы долларов, – всем этим ребята занимались в клубе «Арт-моделирование», который открылся в «Сириусе» всего месяц назад.
«При традиционном подходе к изучению живописи вам подробно расскажут биографию художника, опишут каждую деталь, каждый мазок, каждый нарисованный колосок в поле, но не объяснят, в чем конкретно заслуга художника, что нового он привнес.
Согласитесь, биографию художника ребята могут узнать в один клик, поэтому нет смысла рассказывать о том, «как колосится рожь», зачем, в каких условиях создавалась картина. Мы поняли, что новому поколению необходима иная подача материала, которая предполагает структурный анализ», – рассказывает о специфике работы клуба Борис Салахов.
В стремлении изменить классический подход к подаче материала об изобразительном искусстве кураторы нового клуба попробовали переформатировать его в тренинг, включающий в себя интенсивную теоретическую часть (три полуторачасовых лекции) и практическую (экспертиза картин, моделирование ситуаций арт-рынка на основе реальных кейсов).
На одной из исследовательских поездок в Художественный музей участники клуба пробовали самостоятельно анализировать полотна – определять художника, эпоху и стиль картины, ее сюжетность и уникальность.
«Это было нашим финальным заданием. В залах музея мне запомнилась картина Бориса Тальберга «Амбассадор» 1973 года. Понравилось находить в ней скрытые сюжеты. Если бы я просто пришла в музей, то не увидела бы в ней столько тонких нюансов, не нашла бы библейских мотивов», – говорит Полина Фетисова, участница программы «Литературное творчество».
«Мы разбирали портрет Т.П. Мясоедовой-Бродской 1939 года кисти А.И. Лактионова. Он не был завершен: видны нижние слои краски и подмалевок (обычно они спрятаны за аккуратными завершающими мазками). Когда мы обсуждали эту картину, преподаватели объяснили нам, как знание технологии живописи, наравне с техникой и манерой письма художника, помогает экспертам устанавливать подлинность картин, атрибутировать их», – поделилась Олеся Лазаренко, участница программы «Литературное творчество».
Школьники объясняют: провести экспертизу картины – значит выяснить ее происхождение, возраст, подлинность. Именно такая серьезная задача стояла перед воспитанниками на итоговом занятии — собрать под руководством наставников полную информацию о произведении искусства.
Кураторы предоставили ребятам работу неизвестного художника из частной коллекции. Юные эксперты провели четыре вида анализа, выяснив, помимо прочего, состояние материалов, а также технологическую и стилистическую принадлежность картины.
Установить авторство работы помогла подпись художника, ее ребята разглядели через лупу. Также школьники получили доступ к базе данных искусствоведов, благодаря которой подпись была идентифицирована. Автором безымянного пейзажа оказался последователь барбизонской школы, пейзажист Альберт Гослен (1862-1931). Оказалось, что работа относится к раннему периоду его творчества (до 1910 года).
«Курс, созданный для «Сириуса», можно назвать экспериментальным. Темы лекций возникали во время курса и тут же адаптировались под аудиторию школьников. Если первый курс в рамках клубной деятельности был нацелен на экспертизу произведений искусства, то последующие могут быть чуть другими. Мы будем учиться не только разбираться в живописи той или иной эпохи, но и выстраивать экспозиции в галерее», – объяснила Екатерина Хотинова.
Материал подготовили: Любовь Бузикова, Олеся Лазаренко (участницы клуба «Арт-моделирование», воспитанницы направления «Литературное творчество»)