help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Образовательном центре «Сириус» в Сочи прошли летние образовательные программы для одаренных школьников, посвященные IT-сфере. Специалисты из крупных российских компаний вместе со школьниками создавали техноновинки, которые могут стать рыночным продуктом. Пять подростков из разных городов вместе с разработчиками «ВКонтакте» сделали сервис «Аудиомаски» — это бот, который меняет ваш голос в аудиосообщении на голос известного человека или персонажа. О том, зачем нужна эта разработка, что даст такой опыт детям и насколько реально 15-летнему школьнику получить работу в заметной технологической команде – в сюжете информационного агентства ТАСС.

Что такое «Аудиомаски» и при чем здесь «Звездные войны»

У «Аудиомасок» есть пример – это наш популярный бот Максим, – рассказывает Павел Калайдин, руководитель команды прикладных исследований ВКонтакте». – Им пользуется 5 млн. человек. Бот переводит текстовое сообщение в голосовое. Вы пишете текст, выбираете голос, мужской или женский, он переводит текст в аудиофайл, который вы можете скачать и отправить другу. А проект «Аудиомаски», над которым мы работали в «Сириусе», работает так: вы отправляете не текстовое, а сразу голосовое сообщение, программа меняет ваш голос по заданным параметрам».  

У разработчиков было несколько идей на тему, что можно успеть вместе со школьниками за три недели.

Думали еще о том, чтобы сделать «кнопку помощи» для соцсети: если пользователь в беде – он может быстро отправить SOS друзьям. Но остановились на «Аудиомасках» по нескольким причинам.

«Создание такой программы позволяет обучить разным навыкам, – продолжает Сева Жидков, ведущий разработчик интерактивного шоу "Клевер". – Ребята научились анализировать голос и работать с ним как программисты – эти знания они смогут применять во многих разработках. Например, в создании систем биометрической идентификации. Продукт интересен молодым людям. Участникам нужно было защитить свою идею, поэтому они провели опрос "ВКонтакте": "Будете ли вы пользоваться "Аудиомасками"? Участвовали более 100 человек, большинство ответили: "Да"».

Еще даже в рутинной работе можно было найти место для развлечений. Участники с воодушевлением выбирали голоса, которыми будет разговаривать бот. 

«Мы решили, что будет два голоса – очень низкий и очень высокий. Придумали взять голос Монеточки, как высокий, и голос Дарта Вейдера, как низкий. Они много экспериментировали с ними, – вспоминает Калайдин. – Монеточка им очень нравилась, Дарт Вейдер – меньше. Они смотрели "Звездные войны", но не фанатеют».

Что стало с «Аудиомасками»

За три недели "»Аудиомаски» превратились в работающий прототип, но его не внедрили в соцсеть. Программу нужно дорабатывать и тестировать, на это требуется больше времени.

«Возможно, в какой-то момент "ВКонтакте" появится подобный сервис, – говорит Павел Калайдин. – У нас к тому же есть отличная бот-платформа –любой разработчик может сделать любой сервис, открыть доступ всем пользователям и зарабатывать популярность. Таким путем шел бот Максим и множество других популярных ботов, например, для обработки изображений».

Эта смена больше была нужна, чтобы познакомиться с перспективными подростками, которые скоро начнут искать работу в IT-сфере.

«Мы хотим, чтобы в школах, вузах знали про нас. И когда ребята задумаются о том, чем они могут заниматься, они будут понимать, что могут прийти во "ВКонтакте", – считает Сева Жидков. – Мы делаем ставку на "Сириус", потому что центр собирает умных детей, прокачанных в плане технологий. Сейчас все участники нашей группы учатся в школе, а когда они перейдут в вузы – для них возможны программы стажировок. Они поняли, что у нас интересная работа, хорошая команда. Мы и сейчас поддерживаем связь через общий чат».

«Важно, что в проектах "Сириуса" участвуют не только дети, – добавляет Павел Калайдин. – Организовать все помогают ребята постарше – нашей команде помогала Надя Зуева, студентка из МФТИ, она координировала работу и знакомила ребят с технологиями. Для студентов вузов это возможность познакомиться с самыми разными людьми из индустрии. Сейчас с ней мы обсуждаем варианты сотрудничества».

Саша, «умная» остановка и 3D-сканер

История Севы Жидкова, кстати, вдохновляет подростков. В 14 лет он работал в Mail.ru Group, а в 15 лет пришел во «ВКонтакте». Это Сева и его команда придумали интерактивную онлайн-игру «Клевер», которую за семь месяцев после выхода скачали 10,5 млн человек.

Школьников, умеющих написать программу, становится больше, а технологические компании все чаще берут их на работу, но все же случай Севы – не слишком типичный. Участники его команды в «Сириусе» еще не заняли места в опен-спейсах, зато у каждого есть свои разработки.

«У меня есть проект – роботизированный остановочный комплекс. Остановка, которая будет предотвращать аварии, в которых автобус или автомобиль въезжает в людей", – рассказывает Александр Чукавин, один из пяти школьников, работавших над "Аудиомасками"».

Саша из Ижевска, ему 16 лет, учится в школе, увлекается авиамоделированием, это он пролоббировал голос Монеточки в «Аудиомасках».

«Остановки снабжены датчиками определения расстояния и скорости машины, – увлеченно описывает он свою идею. – Датчики замечают, что автобус пошел по опасной траектории, и подают сигнал защитным механизмам. Колеса автобуса "ловят" выдвижные шипы на асфальте, дальше вытягивается сетка и закручивается на передних колесах, а на финише удар смягчают столбы-амортизаторы". На этой же остановке есть кнопка SOS, информационный экран с голосовым помощником, на крыше – солнечные батареи».

«Я сразу захотел быть в команде "ВКонтакте". Рассчитывал так: если мы сделаем что-то годное – увидим результат в самой сети, – говорит он. – Работать над "Аудиомасками" было интересно, но мне давалось нелегко, я ведь не особенно программист. И хотя мы занимались проектом по шесть-восемь часов в день – это воспринималось не только как работа, еще и как отдых. Сначала мы сидели за столами с компьютерами, потом свалили в кучу кресла-мешки и сидели с ноутбуками. Преподаватель был с нами на одной волне, разработчики – классные ребята, они заряжали своим настроением. Мы в итоге отдали неплохой продукт».

А еще, благодаря «Сириусу», Александра позвали в похожую проектную смену в «Орленке», там он с другими школьниками и студентами работает над 3D-сканером.

«Можно отсканировать любую вещь и перенести ее в 3D-пространство. Я, когда собираю авиамодели, делаю пропеллеры вручную. А с помощью такого устройства могу отсканировать пропеллер и распечатать на 3D-принтере», – рассказывает Саша. Он уверен, что такие образовательные смены многое дадут ему в плане опыта и знакомств.

«Ребята из "ВКонтакте" сказали: "Подучитесь и приходите к нам работать", – объясняет он. – Мне бы хотелось».

Артур, беспилотники и вендинг для батареек

Артур Хаиров из Ульяновска, ему 14 лет, последний год он собирает гоночные беспилотники.

В «Сириусе» он впервые, а раньше был в «Орленке». Его вдохновляет история Илона Маска: "Он был обычным подростком, а потом заработал миллиарды».

Все его техноидеи просчитаны с точки зрения коммерции. Недавно он сделал проект вендингового автомата, который принимает на переработку использованные батарейки.

«Вы кидаете три нерабочие батарейки, а взамен получаете одну рабочую. Это финансово выгодно для владельца автомата», – по-деловому объясняет он.

В «Сириусе» ему понравилось.

«Я раньше не занимался программированием. Там научились основам. Мы с Сашей Чукавиным отвечали за поверхностную обработку голоса. Все это было сложно, но весело и интересно, – говорит Артур. – Мы со всеми были на "ты", общались с разработчиками, как с друзьями».

Паша и гид по электростанции в допреальности

У Павла Жукова, еще одного участника команды "ВКонтакте", образовательные смены расписаны чуть ли не на год вперед. Он из Воронежа, ему 15 лет.

«После "Сириуса" я поехал в "Артек", там мы делали автономную ферму, которая работает за счет солнечной и ветряной энергии, – перечисляет Паша. –Сейчас я на другой смене в пансионате недалеко от Воронежа. А потом я опять хочу в "Сириус". А раньше мы в воронежском "Кванториуме" делали такой проект – Воронежская атомная электростанция в дополненной реальности. Заказчик – информационный центр атомной энергетики региона».

Он хочет поступить в МФТИ и делать разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности. Но, возможно, откроет для себя на этих сменах другие интересы.

Источник: tass.ru

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!