help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В апреле на проектной неделе программы «Литературное творчество» с воспитанниками работала журналист научно-популярных изданий, менеджер проектов Школьной лиги РОСНАНО Анастасия Данилова. В своем интервью участнику апрельской образовательной программы она рассказала о научной фантастике, объяснила актуальность проектной деятельности и принципы работы над гуманитарным проектом. 

– Анастасия Игоревна, я знаю, что вы являетесь менеджером проектов Школьной лиги РОСНАНО. Расскажите, в чем заключается актуальность проектов в области образования и на чем она основана?

– Рассмотрим актуальность проектной деятельности на примере Школьной лиги. Когда программа только открывалась, мы знали о развитии нанотехнологий и нанотехнологической промышленности немало. Но наша команда столкнулась с тем, что очень мало людей могли пойти работать в эту сферу. На тот момент, в 2010 году, число школьников, сдававших экзамены по предметам естественнонаучного цикла, было крайне мало. Тогда мы сделали своей целью популяризацию естественнонаучного обучения, создали открытый доступ к образовательным ресурсам. Было важно показать, что образование – это интересно и даже модно.  Если говорить о неформальном образовании, то актуальность проектов в том, чтобы открывать двери людям, которые в первую очередь мотивированы учиться.  Принципиально неважно, одаренный ребенок или нет. Главное – его заинтересованность в деятельности.

– В «Сириусе» вы выступили экспертом проектной деятельности воспитанников. Каким образом вы помогали командам?

– Ребята с головой были погружены в научную фантастику – ключевую тему апрельской программы «Литературного творчества» – и могли упустить в своих проектах какие-то важные мелочи. Я свежим взглядом смотрела на процесс работы и обращала внимание школьников на уязвимые места. Всегда стараюсь посмотреть на картинку целиком, помочь команде синхронизироваться, сплотить ребят, научить их слышать друг друга и превратить проект в готовый продукт.

– На проектах, посвященным научной фантастике, воспитанники работали над научно-популярным докладом. Вы – журналист и пишите научно-популярные статьи. То есть, с темой апрельской литературной программы знакомы не понаслышке. Расскажите о вашем отношении к научно-фантастической литературе?

– Я влюблена в научно-фантастическую литературу. В силу того, что наука – то еще волшебство – интерес к ней проснулся через фантастику. Когда училась в школе, я была гуманитарием. В тот момент чтение фантастики стало моим входом в мир науки. Тогда я поняла, что чтение книг в этом жанре безумно интересно. Как научный журналист, понимаю, что, действительно, многие научные открытия были предсказаны писателями-фантастами и сегодня очень многое работает по тем законам, которые они придумали.

  – А какого автора-фантаста вы лично рекомендуете стажерам к прочтению?

– Я безумно люблю творчество братьев Стругацких, на их книгах я росла. Особенно нравится роман «Трудно быть богом». Главный герой для меня был образцом, на него хотелось быть похожим.  

– Темы литературных проектов звучат так: «Человек и робот». «Человек и искусственный интеллект», «Человек и его ценности». Почему в центре исследований оказывается именно человек?

– Познание чего-либо лучше всего происходит, когда оно идет от себя: я познаю мир, и я же познаю себя в нем. Условно, мы понимаем законы физики не из-за того, что нам объяснили их на формулах. К примеру, у меня упал телефон, а падает он согласно доказанным в науке теориям. Поэтому познание через свою жизнь – это хороший и довольно интересный способ узнать свои возможности.

– Принято считать, что проектная деятельность больше относится к точным и естественным наукам. Мне известно, что вы работали с научными проектами в летней школе «Наноград». Ребята на «Литературном творчестве» работают с проектами гуманитарного характера. Какие компетенции, на ваш взгляд, развивает проектная деятельность у гуманитариев и в чем отличие гуманитарных проектов от естественнонаучных? 

– Я, наверное, не соглашусь с тем, что проекты создаются только на базе точных наук. Более того, проект всегда рождается в симбиозе дисциплин. Это еще называют метапредметностью. Так или иначе, сейчас, работая с литературными проектами, вы сталкиваетесь с физикой, математикой, историей, биологией. По такому же принципу работает современная наука, так как большинство исследований не являются узкоспециализированными. Проектная деятельность учит видеть эту связь между большими науками, всего между всем, что в дальнейшем может привести к порождению чего-то нового.   

Материал подготовил: Никита Ильин (17 лет, Самарская область)

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!