24 марта в Инженерном лицее КНИТУ-КАИ (Казань) прошел республиканский тур всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников. Университет Талантов проводит региональный этап интеллектуального и творческого соревнования совместно с Образовательным центром «Сириус», который этим летом примет команду победителей на программу «Большие вызовы».
За возможность попасть в популярную образовательную программу самого известного в России Образовательного центра боролись свыше 80 школьников 8–10 классов со всей республики. Свои проекты представляли учащиеся школ, специализированных лицеев, детского технопарка «Кванториум» и Центров детского творчества Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Зеленодольска, Чистополя, Бугульмы, Кайбицкого и Алексеевского районов.
Молодые изобретатели защитили 50 проектов по прорывным направлениям экономики и предложили способы решения актуальных проблем в энергетике, медицине, сельском хозяйстве, экологии и других сферах жизни. Одной из самых популярных тем среди проектов стала робототехника и IT-технологии.
Татарстанские школьники задумались над созданием робота-гуманоида – многофункционального робота для поддержания чистоты в квартире, ухода за домашними растениями и питомцами. Наиболее проработанным и близким к реальности проектом в этом направлении стала работа учеников IТ-лицея КФУ Артура Еремова и Тимура Газизуллина, которые создали прототип робота-тренажера пострадавшего человека. На этом роботе можно научиться оказывать первую медицинскую помощь: делать массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. От существующих в России аналогов их робот отличается низкой ценой и многофункциональностью. Жюри подчеркнуло, что таких роботов сейчас не хватает в школах и реализация их проекта позволила бы ученикам улучшить навыки оказания первой помощи.
Воспитанники Центра детского технического творчества № 5 г. Н. Челны представили проект беспилотного летательного аппарата в виде башни.
– Мы хотели создать летательный аппарат уникальной формы. Аппарат предназначен для аэрофотосъемки местности. Он поможет полицейским наблюдать за улицами города, фермерам отслеживать площадь посевов, а также картографам, – рассказали авторы Григорий Потянов и Иван Татаринов.
Однако у жюри возникло много вопросов к форме аппарата, и они посоветовали школьникам его изменить, а также рекомендовали улучшить систему посадки и увеличить грузоподъемность устройства.
Одним из необычных и многообещающих проектов стала идея создания передвижного дома. В зависимости от желания заказчика он может выполнять функции дома, бани, гаража, поста для правоохранительных органов и даже теплицы. Солнечные панели на крыше обеспечат низкую энергозатратность. По расчетам авторов, он будет стоить довольно дешево: от 120 до 500 тысяч, благодаря тому, что будет сделан из стеклопакета.
– Нам давно нравились дома на колесах, и мы сами решили создать экономичный передвижной дом из достаточно дешевого материала. Наша команда работает над этим проектом на базе Казанского инновационного университета в городе Зеленодольск. Наш наставник – преподаватель КИУ Марат Салахов. У нас уже есть предполагаемый исполнитель. Осталось запатентовать идею и приступить к реализации, – поделились планами авторы проекта – ученики 9 класса школы № 16 г. Зеленодольска Алмаз Мухутдинов и Илсаф Шавалеев.
Среди проектов, посвященных медицине, выделился проект LabComparison учеников лицея № 116 г. Казани Камала Струицкого, Романа Хуснутдинова и Аделя Орлова. LabComparison – это сервис для подбора лекарств, который не имеет аналогов в России.
– На нашем сайте перечислены наиболее распространенные заболевания и их симптомы. Выбрав один из них, можно увидеть наименования лекарственных препаратов, подходящих для лечения этой болезни, их сравнение по разным характеристикам и состав. Наш сервис значительно сокращает время поиска лекарств: больше не нужно искать информацию о препаратах на разных сайтах, – рассказали создатели проекта. Наставником команды является профессор, преподаватель кафедры химии КНИТУ-КХТИ Лариса Шамсутдинова.
Одна из важнейших задач всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников – вовлечение старшеклассников в проектную деятельность и научно-технические исследования в быстроразвивающихся направлениях. Проектная деятельность играет важную роль в подготовке нынешних школьников к вызовам XXI века. Ведь именно создавая и воплощая проекты, они приобретают практические умения и навыки, учатся принимать нестандартные решения и творчески мыслить. Участники конкурса рассказали, как они смогли улучшить себя и свои навыки в процессе разработки проектов.
– В процессе воплощения проекта я научился работать в программе CorelDRAW 4 и системе трехмерного моделирования «Компас». Мы всей командой разработали систему беспилотного летательного аппарата. Я получил навыки работы в команде. Это было очень интересно и полезно, – рассказал ученик 9 «Д» класса школы № 35 г. Н. Челны Григорий Потянов.
– В школьном этапе конкурса мы представили проект умного дома. Учитывая рекомендации жюри в школьном и муниципальном турах, мы выбрали одно конкретное направление работы, а именно создание умного стола. Многие хотят выйти из привычного круга, в котором они живут, но для этого нужен опыт и умение подать себя. Принимая участие в этом конкурсе, я научилась правильно распределять свое время, правильно формулировать и изъяснять свои идеи, чему я очень рада. Анастасия Журавлева, ученица 9«А» класса лицея № 1 г. Чистополь.
– Наша идея создания программно-аппаратного комплекса для тренировки вестибулярного аппарата была спонтанной, и мы какое-то время обсуждали его только между собой. После представления проекта на различных республиканских и федеральных конкурсах, мы поверили в себя и реализовали его. Тем, кто по каким-то причинам в этом году не принял участие в конкурсе, я хочу посоветовать быть смелее и отправить заявку на следующий конкурс. В этом конкурсе можно реализовать даже самые безумные идеи и помочь людям. Эльмира Николаева, ученица 10 «Б» класса лицея № 35 г. Казани.
Координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Университета Талантов Ольга Шиндор прокомментировала итоги конкурса:
– В конкурсе были представлены проекты высокого уровня. Очень радует, что проектное творчество развивается в нашей республике. Большинство проектов имеют сильную техническую составляющую. Были и такие работы, в которых техническая часть слабее, но присутствует глубокая научно-исследовательская проработанность. Победителями стали те проекты, в которых техническая и научная составляющая соединены.
Источник: utalents.ru.