help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» у участников образовательной программы есть несколько вариантов для совместных кинопросмотров. Это и мастер-класс «Movie English», где все желающие смотрят фильмы на английском языке, и открытые вечерние кинопоказы. Но особой популярностью у ценителей «важнейшего из искусств» пользуется клуб «Кадровый запас».

О том какое место могут занимать кинопросмотры в образовательной программе, и что это может дать школьнику, рассказывает руководитель клуба Иван Тараканов.

– Иван, можно предположить, что твой клуб – это самая простая форма времяпровождения, ведь все, что в нем нужно делать – это смотреть кино. Расскажи, как выстраивается работа в клубе, какие темы ты стараешься обсуждать с его участниками?

– Действительно, на первый взгляд кажется, что «Кадровый запас» – своего рода кинотеатр, в который ребята приходят, чтобы им показали несколько условно хороших фильмов. Но, конечно же, это не так. У меня есть обучающие модули по темам: режиссуры, операторскому мастерству, нарративу (сценарию) фильма. Они общие, и повторяются в каждом месяце. Также есть вариативные модули: «История кино» или «Титры в начале фильма как художественный прием постановщика», например. Появятся ли эти модули в программе клуба, зависит от состава участников: их возраста, направления, в котором они занимаются. В рамках этих занятий мы разбираем теорию, смотрим короткометражное кино, отдельные эпизоды из фильмов, фрагменты работ операторов и все это анализируем.

Каждый месяц я стараюсь познакомить ребят с разными формами киноискусства: с документалистикой, анимацией, художественным кино. Это полнометражные работы, которые мы смотрим, а затем обсуждаем. Мне хочется, чтобы ребята как можно больше высказались сами, поэтому после просмотра разбор получается очень общий. Участники клуба озвучивают поднятые режиссером темы, распознают стиль повествования, объясняют, как построена картинка. Основные же впечатления они пишут в рецензиях: после сеанса есть несколько дней на то, чтобы подумать и написать отзыв. Некоторые из этих текстов мы, кстати, публикуем на странице сообщества «Я-Сириус», чтобы и другие стажеры могли познакомиться с этой работой.

– Как ты подбираешь фильмы для просмотра в клубе?

– Раньше я заранее выбирал тему месяца и искал картины, которые раскрывали бы ее с разных сторон. Мне эта идея казалась интересной: каждый раз в клубе менялась программа. Это особенно важно, учитывая, что у нас есть сообщество в «Вконтакте», где участники прошлых образовательных программ в онлайн-режиме могут обсуждать фильмы вместе с теми, кто сейчас находиться в «Сириусе».

Но недавно я изменил систему. Теперь выбираю картины в течение всего месячного цикла работы клуба. Считаю, что в процессе знакомства с аудиторией, могу как можно точнее подобрать для них картину. Так, чтобы она, с одной стороны, помогала применить знания из образовательных модулей, а с другой – была интересна участникам по содержанию. Не всегда выбор комплексный: иногда мы смотрим фильм только ради того, чтобы оценить операторскую работу, или разобрать, как режиссер адаптировал сценарий для зрителя.

– Какие ребята приходят к тебе в клуб, и кому он точно будет интересен?

– Клуб рассчитан на ребят 14-17 лет, которые хотят воспринимать кино как искусство и научиться смотреть фильмы по-другому, более вдумчиво, акцентируя внимание на важных деталях; понимая, зачем в фильме показаны конкретные сцены. Цель клуба – дать ребятам понимание о современном кинопроцессе, о том, как и зачем режиссеры делают хорошее кино.

– Как вы презентуете «Кадровый запас» на традиционном фестивале клубов?

– Организуем площадку по экспресс-рекомендациям. Форма достаточно интересная – на нашем стенде любой желающий может заполнить небольшую анкету. В ней он указывает свои любимых режиссеров, актеров, любимые картины и жанры. Участники клуба изучают анкету в течение 30-40 секунд, после чего возвращают, рекомендуя фильм. Участники фестиваля охотно заполняют анкеты, делятся предпочтениями с участниками киноклуба, которые, в свою очередь, получают возможность побыть в роли экспертов.

– Есть ли у тебя любимые фильмы?

– Конечно. Есть много фильмов, которые мне нравятся – просто потому, что эти истории хорошо рассказаны. Если фильм качественный, он не оставит равнодушным ни одного зрителя. Каждому кино - свое время. Именно поэтому людям нравится пересматривать некоторые фильмы спустя какое-то время: меняется зритель, его восприятие. И вопросы, поднятые в фильме, открываются совершенно иначе.

Мой любимый фильм – «Бойцовский клуб», первый раз я его посмотрел в 11 лет, вместе со старшим братом. Тогда мне не понравилось. Я ничего не понимал, сюжет казался хаотичным, герои неинтересными. Второй раз посмотрел лет в 16 лет, и он изменил мою жизнь. В подробности вдаваться не буду, но с тех пор я уверен – фильмы могут менять отношение человека к самым разным вопросам, которые нам встречаются в жизни. Просто потому, что это случилось со мной. Но каждому фильму – свое время, это точно.

– Чем тебе интересен твой клуб, как преподавателю?

– Я верю, что моя цель, как педагога – отдавать и делиться с детьми всем, что у меня есть: опыт, знания и идеи. Чтобы после общения со мной собеседник точно знал: кино – это не 120 минут веселых картинок, это нечто большее.

– Как ты думаешь, могут ли кинопросмотры стать частью образовательной программы?

– Уверен, что это возможно. Тем более, если речь не только о художественном кино, но и о документальном. С помощью кино можно глубже раскрывать актуальные вопросы. Например, хороший художественный фильм об ученом-физике поможет понять мотивы человека, посвятившего себя науке без остатка. Исторические фильмы могут лучше визуализировать эпоху, чем, например, пособия и учебники.

В Японии, например, анимационный фильм «Могила светлячков» (1988 г. Реж. Исао Такахата) включен в национальный образовательный стандарт. Тонкая, красивая и печальная история детей, осиротевших во время Второй Мировой войны и переживших чудовищные события. По мнению японцев это фильм, который лучше остальных передает уроки прошлого. Он сделан так, что любой современный ребенок задумается: а как бы он поступил, окажись он там, в той эпохе, во времена, когда кругом была война?

Но возвращаясь к вопросу киносеансов, как части образовательной программы, отмечу: это будет работать только тогда, когда преподаватель не просто показывает кино, а работает с ним. Важно правильно расставлять акценты, обсуждать, объяснять. Только тогда это будет эффективно. Нужно понимать: кино – это инструмент, который работает только в хороших руках.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!