help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Сириус» посетила доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Мария Черняк. Спикер январской образовательной программы по направлению «Литературное творчество» провела для стажёров мастер-класс, а также ответила на вопросы школьников о профессиональном пути современного писателя.

– Мария Александровна, о чём писать, чтобы быть востребованным?

– Вопрос «о чём писать» я не раз обсуждала с коллегами: как с детскими писателями, так и с подростками. По моим наблюдениям, среди молодого поколения сейчас востребована школьная повесть. Безусловно, у каждого писателя свой почерк: каждый сам выбирает подходящую тему, близкий ему сюжет. Но для начала…почему бы не попробовать написать хорошую реалистическую вещь? А вдруг выстрелит?

– Какой совет Вы можете дать начинающему писателю?

Прежде всего – перечитывайте. В моей педагогической практике были случаи, когда студент, не проверив, сдавал авторский текст. Кажется, что все идеально, дописал и воскликнул, как когда-то Блок: «Сегодня я – гений!». А потом оказывается, что в работе не все так хорошо. Другой вариант – учиться писать на образцах уже состоявшихся авторов. Но не стоит возводить их произведения в ранг единственно возможных! В противном случае – штампов и характерных повторов не избежать.

– Как найти своего читателя?

– В современной литературе много авторов, а читателей значительно меньше. В этом большая проблема. Сегодня, имея доступ к интернету, опубликовать свой текст может любой желающий. Но возникает вопрос: кто тебя прочтёт? Эффективнее – делиться своими текстами с близкими людьми, чьё мнение вам дорого. Прочитают, понравится, посоветуют другим: и так по кругу. Сарафанное радио порой имеет мощный эффект. Таким образом, вы узнаете плюсы и минусы своей работы, начнёте совершенствовать её, сформируете собственную читательскую аудиторию.

– Какие ресурсы можно использовать для публикации своих работ?

– Существует много интернет-платформ: «Стихи.ру», «Проза.ру», сеть сайтов Макса Фрая. Но в их изобилии легко потеряться. Альтернатива – книжные издательства. Отправить тексты в редакцию можно через электронную почту. В издательствах это называют «самотёком», и иногда он действительно срабатывает. Главное – отправляйте тексты сразу в несколько издательств. Современные лидеры продаж, такие как Дэн Браун, Джоан Роулинг обращались в 10-20 разных редакций и получали отказы. Это большой труд-заниматься продвижением: порой написать произведение бывает проще. Охотнее публикуют авторский текст в журналах, особенно, если произведение небольшое: хорошая новелла или маленькая повесть. И мой совет – участвуйте в литературных конкурсах. Так вы сможете зарекомендовать себя и найти единомышленников.

– Каков он – настоящий писатель?

Настоящий писатель – не оценочная категория. Писатель может быть хорошим ремесленником, или быть гением. Но он должен быть честен со своей аудиторией. Пробуя заинтересовать её, не стоит придумывать какие-нибудь красивости и «стилистические финтифлюшки». Лучше написать о том, что волнует тебя самого: иначе читатель попросту не поверит. Ведь настоящий писатель – тот, кто прежде всего интересен настоящему читателю.

– Мария Александровна, вы в основном работаете в направлении современной литературы. Скажите, пожалуйста, какой диагноз Вы могли бы поставить литературе 21 века?

– Это вопрос очень сложный и, если честно, часто задаваемый. Наверное, я отвечу так: если, говоря о диагнозе, представить себе, что литература – это пациент, то можно поставить диагноз «Здоров», потому что мне кажется, что литература у нас не болеет. Она находится на стадии взросления: у нее есть свои проблемы, но она стремительно развивается.  

– Стажеры «Литературного творчества» познакомились со многими Вашими литературными трудами: они не могли не заинтересовать. Но хотелось бы спросить о Вашей любимой книге: что бы Вы рекомендовали прочитать воспитанникам январской программы и почему?

– Спасибо большое, мне очень приятно, что Вы ознакомились с моей библиографией. Но, как часто говорят писатели, с которыми я работаю: «Больше всего дорога книжка, которую я сейчас пишу». Мне нечасто задают этот вопрос, и сейчас я поняла, что это действительно так. Буквально два дня назад я закончила верстку книги, которая выйдет в марте. Называется она «Проза цифровой эпохи: имена, тенденции, жанры». И так как я над ней много работала, она, наверное, для меня и является наиболее важной.

Также я бы советовала бы книгу, написанную в словарной форме мной в соавторстве с Валентиной Даниловной Черняк. Называется она «Массовая литература в понятиях и терминах». Мы старались сделать ее удобным учебным материалом, в котором можно найти базовые понятия литературы от постмодернизма до детектива, фэнтези и так далее, а также предложить много источников другой интересной литературы.

– Вы провели для участников программы «Литературное творчество» мастер-класс. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чему он был посвящен и чем обусловлен выбор темы?

– Наш мастер-класс назывался «Особенности чтения современного текста, или современный текст под микроскопом критики». Так как январская образовательная программа «Литературного творчества» посвящена современной литературе, то мне хотелось выбрать тему, которую мои коллеги еще не затрагивали, по крайней мере досконально. Очень важно было познакомить участников нашего проекта с наиболее известными литературными критиками и поговорить о роли самой критики, которая является посредником между читателем и современным писателем.

– Кем Вы хотели стать в детстве? И почему важно мечтать и верить в свою мечту?

– Я очень увлекалась в детстве театром. С пятого класса по десятый (нынешний одиннадцатый) была связана с делегатским собранием Ленинградского ТЮЗа (Театр юного зрителя). Это был особый зрительский парламент. Я хотела пойти в театральный институт. Хотела писать о театре. Но я очень благодарна своим родителям, которые посоветовали выбрать филологию, потому что театроведение — очень узкая специализация. У филологии же довольно широкие возможности и любой филолог может писать, о чем угодно, в том числе и о театре. Поэтому я пошла в филологию. Очень рада и нисколько не жалею. У нас филологическая династия, моя мама тоже филолог. И в данном случае, я считаю, все сложилось так, как должно было.

А насчет того, почему важно мечтать, а как иначе жить? Ответ простой: иначе нет жизненного смысла. Обязательно нужно к чему-то стремиться. Мечтайте!

– Насколько, с Вашей точки зрения, компетентна программа «Литературное творчество»?

– Я вхожу в экспертный совет образовательной программы, и мне хочется верить, что она компетентна в полной мере. Но если без шуток, скажу, что планка в программе «Литературное творчество» очень высокая: это видно и по уровню заданий, и по разнообразию проектов, и по значимости в литературной и филологической среде приглашенных гостей и, что очень важно, по уровню подготовленности наших выпускников. Это, например, прекрасно видно по замечательному Альманаху Литературного творчества, который выпускае тся в электронном виде каждый месяц.

– Что бы Вы хотели пожелать всем участникам программы «Литературное творчество»?

– Что пожелать? Если говорить конкретно, то, конечно, творческой реализации. Пусть все ваши творческие планы воплотятся в жизнь. Я понимаю, это сложно. Но у вас все получится!

Материал подготовлен: Ангелина Татринцева (15 лет, Воронежская область) и Алсу Ибрагимова (16 лет, Башкортостан).

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!