Развивает ли олимпиадное движение творческий потенциал начинающих ученых? Какие проекты в России популяризируют науку? Превосходит ли ученик учителя? На эти вопросы ответил доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, председатель Центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников, кандидат физико-математических наук Назар Хангельдыевич Агаханов.
В январе учащиеся пишут региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. «Сириус» предоставляет такую возможность тем, кто в это время оказался здесь и победил в муниципальном этапе. Стажерам математической программы отрабатывать свои умения помогает член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике и лидер российской команды на Международной математической олимпиаде Назар Агаханов.
– Назар Хангельдыевич, как Вы считаете, современная система образования развивает интерес школьников к науке?
– Наука – это в первую очередь творчество. Поэтому, чтобы воспитывать человека, готового заниматься ей серьезно, необходимо помимо школьного образования – дополнительное, к которому можно отнести олимпиады, различные конкурсы, проектную деятельность. Такое образование предполагает привлечение специалистов не только из школьной среды. Школьный педагог преподает необходимый стандарт знаний, а будущему ученому нужна образовательная среда, которая помогает раскрывать его творческие способности. Это очень сложная деятельность – такой педагог должен обязательно свободно владеть, во-первых, материалом, который преподает. Во-вторых, он должен обладать педагогическим талантом. И, в-третьих, ему нужно быть энтузиастом, так как эта работа не всегда приносит моментальный и очевидный результат.
– А помогают ли олимпиады раскрывать творческий потенциал будущих ученых?
– Как показывает не только опыт нашей страны, но и международный, ничего лучшего для поиска одаренных детей, чем система олимпиад, человечеством не придумано. Конечно, многие критикуют олимпиады за то, что это в определенной степени спорт, за то, что они предполагают научное творчество в ограниченный промежуток времени (тогда как бывают ученые, которые достигли больших высот в науке при том, что в школе не показывали выдающихся результатов). Однако если вспомнить, например, математиков, ставших Филдсовскими лауреатами, то практически все они являются в прошлом успешными олимпиадниками.
– Считаете ли Вы, что благодаря олимпиадам, больше талантливой молодежи приходит в науку? Легче ли это даётся молодым людям, принимавшим участие в олимпиадах?
– Для того чтобы молодой человек пришел в науку, нужно, чтобы кто-то раскрыл для него самого его способности. Мотивация возникает тогда, когда человек может соотнести свой научный творческий потенциал с потенциалом окружающих. Ребенок из провинции может сомневаться в том, что сможет успешно учиться в каком-нибудь из ведущих университетов страны. А когда в честной соревновательной борьбе выясняется, что он действительно талантлив, его самооценка повышается. Конкуренция необходима ещё и потому, что привлечение к научной деятельности и к обучению на высоком уровне предполагает, что молодой человек прошел через серьёзную систему отбора. Тогда он по-хорошему гордится собой, осознает свои возможности и готов добиваться большего.
– А бывало ли, что Ваши ученики открывали новые взгляды на решение задач, может быть, в чем-то даже Вас превосходили?
– На олимпиадах по математике всегда были призы за оригинальное решение задач. Всё жюри, сильные и опытные олимпиадные математики, находят какое-то одно решение, а потом выясняется, что школьник придумал абсолютно другое, гораздо более короткое, элегантное. В математике есть понятие «красивого» решения (в ней вообще довольно много параллелей с музыкой: тех, кто придумывает задачи, называют «задачными композиторами», и как бывают красивые мелодии, так бывают и красивые задачи). Получается, что дети вполне могут придумать что-то новое самостоятельно. Более того, общаясь с детьми, ты не рассказываешь каждый раз заученный алгоритм решения, а всегда пытаешься придумать что-то новое. Это стимулирует педагога к творческой работе. Нередко бывает, что дети открывают для тебя что-то новое, интересное. А то, что ученики порой превосходят учителей – нормально, ведь среди них могут оказаться не только способные, но и талантливые молодые люди. Один из моих учеников в 33 года стал доктором наук, он крупный ученый. В школьные годы взял золотую медаль на международной математической олимпиаде. Это Роман Карасев, ныне профессор Физтеха. Я учил его два года, в десятом и одиннадцатом классе, и если в первый год мне ещё хватало нашей разницы в знаниях для того, чтобы я мог легко учить Романа математике, то во второй мне приходилось накануне уроков специально готовиться, чтобы на занятиях открывать для него что-то новое.
– Приносила ли Вам удовольствие эта работа?
– С одной стороны, это большое напряжение, с другой – радость, когда видишь, как на твоих глазах раскрывается талант, осознаёшь свою сопричастность к этому. Но хочу отметить, что проблема обучения одарённых школьников на самом деле очень сложная, так как от учителя требуются терпение и психологическая устойчивость. Не каждый готом принять то, что ученик значительно способней тебя. Вообще, судьба талантливых детей не всегда благополучна. В силу своих особенностей им бывает сложно адаптироваться в обществе, а потому их нужно направлять и беречь.
– А можно ли привести в пример какие-то проекты, которые популяризируют науку в современности?
– Сейчас предпринимаются шаги по повышению интереса к науке, привлечению к занятиям наукой наиболее способных молодых людей. В частности, этом задача «Сириуса» – искать талантливых детей по всей стране, и, вместе с высококвалифицированными специалистами, привлекать их к занятиям наукой в будущем. Недаром многие выпускники «Сириуса» пошли учиться в ведущие университеты страны, и учатся, при этом, достойно. Это подтверждает то, что система, созданная и апробированная в «Сириусе», успешно работает.
Материал подготовила Аглая Фролова (16 лет, Ленинградская область).