Озвучить самые перспективные версии возможных решений кейсов и предложить маркетинговый план развития крупных корпораций на несколько лет вперед – в Нанограде состоялась презентация «Красивой идеи» и стендовая защита проектов по маркетингу и рекламе. Защитить идею – значит, подготовить доклад об этапах и методах работы над проектом. «Проектирование квадрокоптера с высокой грузоподъемностью», «Биомостовая», «Улучшение качества сварного шва», «Солнечная микрогенерация», «Биологические препараты пролонгированного действия» – направления, в которых школьники решают серьезные производственные задачи.
Главное условие, говорят ребята, «предложить уникальное решение проблемы, которое до сих пор никому не приходило в голову». Идеи докладчиков слушали члены экспертной комиссии – представители компаний-заказчиков и Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), специалисты разных научных областей.
Подробнее о некоторых проектах.
– Я решаю кейс от корпорации «Оптиковолоконные системы», которая поставила перед своими стажерами задачу: улучшить технологию вытяжки оптического волокна. Проблема в том, в процессе этой вытяжки в оптоволокно попадает мусор – микрочастицы с нагревательного графитового элемента из индукционных печей. Само оптоволокно из-за этого становится непрочным, – рассказывает 17-летний Климентий Иванов из Тольятти. – Наша идея в следующем: изменить конструкцию печи, применяемой при производстве волокна.
Еще одна проблема производства, которую планируют решить стажеры – явление поляризационной модовой дисперсии (ПМД) приводящее к эллиптичности (деформации) преформы.
– Нужно найти способы компенсации или уменьшения ПМД на стадии вытяжки оптического волокна в башне. До сих пор при изготовлении волокна только строгий контроль человека позволял достичь низких значений параметра ПМД. Предлагаем решить эту задачу путем компьютеризации производства. То есть заменить человека на программный код, который будет точно управлять вытяжкой. Когда диаметр оптоволокна будет выходить за пределы нормы, компьютер будет корректировать траекторию для получения более правильной формы, – поясняют участники проекта.
Следующий кейс, предложенный компанией «СтройЛаб» называется «Биомостовая». Речь в нем о биобетоне – новом материале, идеально подходящем для строительства различных дорожек и подъездных путей. Проектируемый компанией биобетон обладает повышенной стойкостью к дорожным реагентам, пропускает в почву воду и даже очищает ее.
– Он экологически эффективен, обладает фильтрационными свойствами: молекулярное сито цеолита обеспечивает очистку воды, изолируя тяжелые металлы и газы. Но проблема в том, что активный компонент, отвечающий за фильтрацию загрязняется, его поры забиваются, и получается, что бетон служит не более трех лет, а это крайне мало. Постоянно его менять – дорого и невыгодно. Нашли выход: полностью заменить активный компонент либо изменить его характеристики с тем, чтобы увеличить его срок службы как минимум до 10 лет, – рассказывает Ксения Гарможанова из Белгорода.
Второй способ, который предложила команда – промывать бетон специальной гидрофильной жидкостью – оксалатом натрия. «Пока не знаем насколько этот способ эффективен, но мы будем пробовать и искать. Эксперты задавали много наводящих на интересные мысли вопросов, поэтому в ближайшее время мы сможем предложить самое верное решение».
Биологические препараты пролонгированного действия – проект от компании «Р-Фарм». Задача: найти способы улучшения фармакологических свойств рекомбинантных интерферонов (ряда белков со сходными свойствами, выделяемых также клетками организма).
– В частности, нужно улучшить показатели всасывания, распределения и выведения из организма препарата. Дело в том, что длительное применение рекомбинантных интерферонов сопровождается разными «побочками»: от гриппоподобного синдрома до других реакций систем органов. При многократном введении препарата могут даже образоваться гематомы на тканях. Но этот лекарственный препарат рецептурного назначения прописывают пациентам при гепатите, раке, обычном гриппе, ОРВИ и ряде других заболеваний. То есть он хороший иммуномодулятор и способен бороться со злокачественными опухолями, – отмечает Эдуард Ибрагимов (17 лет, Томск).
Идея команды заключается в том, чтобы подобрать способ введения препарата в соответствии с родом заболеваний. «Мы хотим химически модифицировать препарат, добавить компоненты, которые помогут на более длительный срок задержать его в организме. При этом, каким способом его вводить – внутримышечно, подкожно, в виде таблеток или порошков, будет зависеть от заболевания».
Представление «Красивой идеи» проходило в три этапа. На каждом рассматривалась техническая, маркетинговая и рекламная составляющая проектов. Эксперты оценивали презентацию каждой идеи по простой формуле: понимание проблемы и ее формулировка – тезис – визуализация. Сами школьники в ходе доклада смогли получить от экспертов нужную консультацию: специалисты обозначили сильные и слабые стороны выдвинутых идей, указали на удачные находки, отметили неточности и недоработки.
Стендовая защита по маркетингу и рекламе проходила в менее официальной обстановке на фоне ярких додекаэдров – многогранников, отражающих важные вопросы исследуемой школьниками области.