help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
28 июля-18 августа 2016

Августовская образовательная смена

Августовская смена Образовательного центра «Сириус» предназначена для учащихся, показавших высокие результаты в учебной деятельности и прошедших первый этап конкурсного отбора в Школу-интернат МГУ имени М.В. Ломоносова для одаренных детей.

Для участия в смене приглашаются 250 выпускников 9 классов 2015-2016 учебного года.

Образовательные профили проектной смены:

·         Математический

·         Социально-экономический

·         Гуманитарный

·         Естественнонаучный

·         Инженерный

Участники

Августовская смена Образовательного центра «Сириус» предназначена для учащихся, показавших высокие результаты в учебной деятельности и прошедших первый этап конкурсного отбора в Школу-интернат МГУ имени М.В. Ломоносова для одаренных детей.

Для участия в смене приглашаются 250 выпускников 9 классов 2015-2016 учебного года.

Образовательные профили проектной смены:

  • Математический - 50 человек
  • Социально-экономический - 50 человек
  • Гуманитарный - 50 человек
  • Естественнонаучный - 50 человек
  • Инженерный - 50 человек

Списки участников проектной смены будет опубликован на сайте https://school.msu.ru

Организаторы

Смена проводится Образовательным центром «Сириус» при научно-методическом участии Школы-интерната Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова для одаренных детей.

Кураторы

Еремин
Вадим Владимирович

Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук

Харисова
Елена Владимировна

Руководитель проекта «Школа МГУ»

Громыко
Антонина Юрьевна

Координатор проектов Космического центра Сколковского института науки и технологий, разработчик программ метапредметного образования, руководитель образовательной программы Проектной школы, руководитель проектного офиса школы-интерната при МГУ им. М.В. Ломоносова

Педагоги

Для проведения занятий приглашены ведущие преподаватели МГУ по каждому из образовательных направлений, лучшие московские педагоги, а также специалисты, имеющие большой практический опыт в проектной деятельности.

Программа

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ СМЕНЫ

Выявление в регионах Российской Федерации учащихся, окончивших 9 класс, одарённых в области математики, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, развитие их способностей и повышение общекультурного и образовательного уровней участников смены.

РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ СМЕНЫ ЗАДАЧИ

  1. Развитие одаренных школьников, проявивших выдающиеся способности в области математики, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
  2. Определение у учащихся уровня фундаментальной подготовки и способностей, необходимых для осуществления проектной деятельности.
  3. Введение учащихся в проектную деятельность, знакомство с проектным подходом: обучение на основе постановки актуальных проблем современной науки и практики и апробации различных путей их решения.
  4. Развитие у школьников мыследеятельностных способностей: теоретического мышления, коммуникативных способностей, компетенций в области схематизации, проектного действия и др.
  5. Развитие и применение лучших практик в области инновационного образования.

 

ПРОГРАММА СМЕНЫ ВКЛЮЧАЕТ РАБОТУ ПО ПЯТИ ПРОФИЛЯМ:

- Математический - 50 человек

- Социально-экономический - 50 человек

- Гуманитарный - 50 человек

- Естественнонаучный - 50 человек

- Инженерный - 50 человек

 

По каждому из профилей школьники работают в микрогруппах, реализуя проекты в различных практических областях.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

На сегодняшний день все чаще становится заметным переход систем IT от решения частных задач (автоматизация систем управления поставками, кадрами, закупками, управления жизненным циклом изделия) к задаче интеграции ИТ-технологий и все более широкому применению математических моделей в различных отраслях. В результате, с одной стороны, возникает огромное количество данных, которое современные ИТ-системы не в состоянии обработать и выдать рекомендации потребителям, а с другой стороны, развитие промышленности требует эффективного применения все более возрастающих вычислительных мощностей и развития соответствующих им математических алгоритмов и программ. 

В рамках математического профиля предполагается реализация проектов с использованием математического моделирования и перспективных ИТ-технологий: предикативная аналитика, машинное обучение, большие данные, визуализация больших массивов данных, применение суперкомпьютерной вычислительной техники.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Один из важных принципов при вовлечении школьников в проектную деятельность – создание проектов, связанных с регионом, в котором находятся учащиеся. В процессе работы над общественно-экономическими проектами у школьников формируется системное видение целых отраслей промышленности, масштабных перспектив развития, которые могут быть достигнуты в региональных условиях. Данное направление нацелено на освоение широкого круга компетенций, как входящих, так и остающихся за рамками школьной программы. Разработка общественно-экономических проектов предполагает анализ новых фундаментальных принципов и технологических решений, а также форм организации инновационной деятельности – всего того, что является условием формирования лидеров в области технологического развития страны. В процессе работы в рамках общественно-экономического направления учащиеся получают опыт взаимодействия с широким кругом экспертов в области экономики, политики и технологического развития. 

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

Данное профиль ориентирован на работу с детьми, заинтересованными в развитии знаний и компетенций в гуманитарных областях современной практики: международных отношениях, политической и экономической науке, искусстве и творчестве. Участники данного профиля получат возможность узнать о современном состоянии гуманитарных наук, приобрести опыт в области гуманитарных практик (издательское дело, выставочная деятельность, международные переговоры, кинокритика и т.п.), а также творческих проектов (фотография, киноискусство, театральная практика и т.д.). Все проекты этого профиля предполагают как освоение норм профессиональной деятельности в ведущих гуманитарных областях, так и ознакомление с основными концепциями и представлениями о человеке и обществе в выбранной области. Направление ориентировано на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении истории, обществознания, иностранных языков, а также творческих дисциплин.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

Естественно-научный профиль ориентирован на освоение норм и принципов научной-исследовательской деятельности (планирование и проведение экспериментов, выдвижение и проверка гипотез, реализация проектов на основе научных исследований); основная цель – подведение школьников к современным рубежам научной работы. Данный профиль ориентирован на учащихся, заинтересованных в участии в научных проектах, а также углубленном изучении естественно-научных дисциплин: химии, биологии, физики.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ

В рамках инженерного профиля школьники будут иметь возможность участвовать в разработке и реализации проектов в различных отраслях на стыке современной науки и промышленности (информационные технологии и телекоммуникации, робототехника и новые материалы, космонавтика и транспорт и др.). Основные компетенции связаны с освоением принципов системной инженерии, функционирования и развития современной промышленности и инновационных предприятий. Данныйпрофиль рассчитан на школьников, ориентированных на углубленное изучение естественно-научных дисциплин, в первую очередь, физики, информатики и математики. Для развития теоретических способностей учащихся, проектная деятельность будет усилена специальными межпредметными модулями.

Программа смены включает в себя масштабную образовательную программу и программу проектной деятельности, а также внеурочную воспитательную активность. В рамках воспитательной программы учащиеся получат возможность участвовать в большом количестве интеллектуальных соревнований, образовательных игр и досуговых мероприятий. Отдельно планируется спортивная и экскурсионная программы, включающие, в частности, посещение олимпийских объектов и достопримечательностей г. Сочи. Вся программа рассчитана на формирование единой общности педагогов и учащихся для развития способностей и компетенций, участия в образовательном процессе, а также совместного участия в различных формах игровой и досугово-развлекательной деятельности.

 

Проектные лаборатории

Обучение в проектно-образовательной школе происходит по пяти образовательным профилям: естественнонаучный, инженерный, математический, гуманитарный, социально-экономический. В каждом профиле учатся 50 школьников. Каждый профиль делится на две проектных лаборатории по 25 человек.

Естественно-научный профиль

Инженерный

​Математический

​Гуманитарный

Социально-экономический

В каждой проектной лаборатории участники школы разбиваются на проектные команды в среднем по 5-8 человек, в которых они делают проекты по тематикам лаборатории.

Для восполнения недостающих знаний, необходимых в проекте, в программу каждой проектной лаборатории включены 3 образовательных модуля, в которых участвуют все 25 участников проектной лаборатории.

Перечень лабораторий и проектов.

 

 

 

  1. Лаборатория «Биология»

Лаборатория естественно-научного профиля для тех, кто интересуется современными проектами в области биологии, химии, экологии. Основная проблема, которая будет обсуждаться участниками проектной лаборатории - проблема взаимоотношений в системе «природа-общество-человек».

Проект

Описание

Живой город

Разработка элементов биопромышленного кластера городского хозяйства. Отдельными подпроектами данного направления может стать разработка модульных биофильтрационных систем для очистки воды, модульных систем по биологической переработке биоредуцируемой органики.

Основные проблемы, рассматриваемые в рамках проекта: усиление эрозионных процессов в следствии нарушения биоты; уничтожение скелетообразующих видов фитоценоза; усиление эфтрофикации прибрежных вод акватории г.Сочи.

Для решения поставленных проблем планируется создание моделей естественно - искусственных систем и/или их действующих макетов, направленных на преодоление региональных экологических проблем; алгоритмов проведения работ по восстановлению биоты селевоопасных склонов;

а также разработка технического задания на разработку (или макета) конструкции аквапонной системы для увеличения экономической эффективности; разработка технического задания на восполнение фитоценозов вокруг населённых пунктов г. Сочи для увеличения ёмкости биоты; разработка концепции отделочного фасадного материала с биологическим компонентом (плющ Кавказский) для предотвращения негативного воздействия лиан на подпорные стенки и другие строения субтропиков РФ; ТЗ на создание комплексных марикультурных ферм с эффектом биологической очистки.

Новые лекарства

Введение участников в проблематику создания лекарственного соединения под мишень, отталкиваясь от причин и механизмов развития  заболевания. Схематизация последовательности этапов, через которые необходимо провести соединение-кандидат в лекарственный препарат, чтобы оно стало лекарством, с учетом представлений о жизненном цикле лекарственного препарата. Лабораторная работа на примере получения рекомбинантных белков.

 

 

 

 

  1. Лаборатория «Химия и физика»

Проектная лаборатория «Химия и физика» подойдет тем, кто интересуется научными проектами и хочет более углубленно разобраться в том, какие существуют проекты на стыке химии, физики и других научных дисциплин.

Проект

Описание

Химия запахов

На территории Краснодарского края, в районе Большого Сочи, растет несколько сотен видов растений, каждое из которых по-своему уникально. Данный проект позволит познакомиться с полезными свойствами местной флоры, выделять из растений необходимые вещества и анализировать степень их чистоты для дальнейшего применения в парфюмерной и мыльной композициях.

Основная задача проекта - знакомство участников с технологическими процессами в современной парфюмерно-косметической промышленности.

Античная механизация

Проект посвящен освоению школьниками естественнонаучных и инженерных знаний на материале античных источников, в которых описаны представления о науке и технике в этот период истории человечества, а также конкретные механизмы и инженерные решения. В этом междисциплинарном проекте его участниками будет изготовлено несколько механизмов, связанных между собой одной темой.

Исторические методы изготовления стекла

Проект предполагает знакомство учащихся со свойствами силикатных стекол – уникального неорганического материала. Перед учащимися ставится задача изучения и воспроизведения технологии варки древних стекол, основываясь на описаниях, приведенных в письменных источниках (Плиний Старший, «Естественная история» и др.).

 

 

 

 

  1. Лаборатория «Робототехника»

В проектной лаборатории «Робототехника» участники смогут разобрать актуальные задачи, которые можно решать с помощью роботов, а также на практике разберутся с тем, как создать робота.

Проект

Описание

«Разработка мобильного робота (6-8 проектов роботов в группах из 3-4 человек)»

Перед школьниками будет стоять решение проблемы автоматизации оптимизации складских процессов с помощью разработки и внедрения робототехнических систем. Проект предусматривает создание учениками действующей модели складского робота-погрузчика. В проекте используется платформа Arduino Leonardo и набор совместимых датчиков.

 

 

 

  1. Лаборатория «Космос»

В проектной лаборатории «Космос» участники познакомят с актуальными задачами в области современной частной космонавтики, будут проектировать, конструировать и программировать малые спутники и отдельные системы для них.

Проект

Описание

«Исследование системы ориентации и стабилизации спутника с нежестким упругим элементом конструкции»

В рамках смены ребятам предстоит изучить алгоритм гашения собственных плоских колебаний спутника с упругим элементом конструкции (имитатор панели СБ), способного двигаться на аэростоле; настроить его работу на практике и экспериментально отработать,  а также разработать механическую систему гашения колебаний.

«Низкоорбитальная оперативная спутниковая группировка для региональной связи»

Проблема конструирования и моделирования специальных низкоорбитальных микроспутниковых группировок связи; проблема проектирования, сборки и испытаний спутников из стандартных компонент, и интеграции полезной нагрузки.

 Участники команды смогут в рамках проекта собрать из стандартных компонент и испытать один микроспутник из группировки, включив в его состав полезную нагрузку (приемопередатчик для приема и передачи цифровых пакетных данных формата типа D-STAR.), провести его виброиспытания по сокращенной программе, и продемонстрировать его функционал на специальном стенде полунатурного моделирования.

«Система ориентации спутника ДЗЗ, обеспечивающая максимальную производительность съемки»

Проблема исследования алгоритма управления ориентацией и быстрыми разворотами, проблема реализации алгоритмов на «неидеальном» бортовом оборудовании и проведение их наземных функциональных испытаний.

Дети компонуют и собирают функциональный макет микроспутника,разбирают принцип действия алгоритма управления ориентацией, и проверяют его работоспособность и быстродействие на стенде (аэроподвес), проведя серию экспериментов.

«Влияние точности работы системы ориентации и стабилизации на качество данных ДЗЗ, получаемых со спутника»

Для изучения проблемы в рамках проектной смены дети будут работать с макетом космического аппарата, изучая, какие погрешности влияют на точность наведения его камеры на объект съемки, как от них избавиться или минимизировать их влияние.

Цель проекта – собрать инженерную модель спутника, минимизировать с точки зрения конструкции и бортовых программных алгоритмов влияние разного рода погрешностей на качество получаемых со модели спутника изображений, добиться максимального качества данных, получаемых с его «камеры ДЗЗ».

 

 

 

 

  1. Лаборатория «Программирование»

В проектной лаборатории «Программирование» участники получат практические навыки в области программирования, в том числе алгоритмов обработки и визуализации больших данных, на материале создания семантического атласа мозга, а так же погружение и знакомство с современными отраслевыми стандартами, инструментами и методологиями программирования.

Проект

Описание

Создание семантической карты мозга человека

В данном проекте реализуется задача применения математических методов обработки и визуализации больших данных на материале исследования “Natural speech reveals the semantic maps that tile human cerebral cortex” Nature, 2016

Это исследование позволяет реализовать различные алгоритмы обработки больших данных без глубокого погружения в нейрофизиологию или лингвистику, тем не менее, формируя базовые представления об устройстве мозга и ключевых принципах и основах нейронауки.

Учащиеся должны реализовать в коде программный комплекс, обеспечивающий анализ набора сырых данных нейролингвистического исследования (результаты томографии головного мозга и других данных) с применением выбранного набора алгоритмов и последующей визуализацией результатов.

Данный проект в силу его масштабности и сложности предметной проблематики должен выполняться всеми учащимися направления. В составе лаборатории будут выделены группы математиков, занимающихся анализом текстовых данных, анализом данных томографа, а так же программисты, занимающиеся написанием математических моделей и визуализацией данных

 

 

 

 

  1. Лаборатория «Геоинформатика»

Направление “Геоинформатика” знакомит участников с современной научно-практической областью создания картографической и геопространственной информации. Теоретическая часть лаборатории направлена на знакомство с современными методами получения, обработки, моделирования и визуализации пространственной информации, в том числе данных дистанционного зондирования Земли.

 

Проект

Описание

«Техногенные термоаномалии»

Проект состоит в создании процесса обработки данных дистанционного зондирования Земли для выявления стихийных пожаров через нахождения тепловых аномалий и распознавание их природы.

Создание, для выбранных территории и типа космических снимков, алгоритма распознавания стихийных пожаров на фоне других тепловых аномалий с высокой достоверностью (т.е. малым количеством ошибок).

Результатом проекта станет решение для мониторинга тепловых аномалий как антропогенного, так и природного характера, включая автоматизированное распознавание лесных пожаров на базе данных зондирования.

«Выявление вырубок по космическим снимкам»

Данные дистанционного зондирования позволяют быстро и достоверно выявлять вырубки, подсчитывать их площади, контролировать соблюдение предписанных мер по лесовосстановлению. А также, сверяя полученную информацию с официально выданными разрешениями, можно оперативно выявлять незаконные вырубки.

В ходе реализации проекта участники спроектируют и разработают систему автоматизации мониторинга вырубок леса.

«Пространственное моделирование зоны ЧС (наводнение или эрозия)».

Несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и неблагоприятные явления можно предсказывать лишь вероятностно, существуют методы прогнозирования затрагиваемой территории в случае их возникновения. Картографические данные позволяют смоделировать и наглядно представить эту территорию и, что более важно, подвергающиеся опасности места проживания людей, объекты экономической деятельности и инфраструктуры.

В ходе реализации проекта будет разработана визуализация потенциальной территории распространения неблагоприятного явления и объектов, попадающих под его воздействие.

«Создание карт актуального землепользования и проспективного территориального планирования»

В современных реалиях характер использования земли (застройка, леса, сель/хоз поля и т.д.) меняется существенно быстрее обновления соответствующих карт у административных органов. Данные дистанционного зондирования (ДДЗ), а именно - космические снимки с определенными характеристиками, являются удобным и недорогим методом их быстрого обновления.

В ходе проекта будет создана карта актуального землепользования, а также сформировано предложение по созданию и территориальному размещению нового объекта (транспортного узла, охраняемой природной территории, оздоровительного центра и т.п.) на основании анализа созданной карты.

 

 

 

 

  1. Лаборатория «Искусство»

Лаборатория «Искусство» предполагает знакомство участников как с историей развития искусства, так и с основными стилевыми направлениями 20-го века и актуальными трендами современности (кинетическое искусство, дизайн, вербатим и документальный театр, аудиовизуальное искусство, технологическое искусство и т.д.). Цель данного направления — возникновение у участников понимания разницы между «чистым» искусством и искусства как агента влияния, направленного на изменение общества, формирование практических представлений о разных подходах к искусству.

Проект

Описание

«Литературно-драматическая композиция (2 проектные подгруппы, разрабатывающие разные драматические сцены)»

На протяжении проектной смены участники данного проекта будут осуществлять подготовку и постановку литературно-драматической композиции по произведениям выбранного ими автора (или авторов) с включением в неё материалов биографического и историко-литературоведческого плана. В конце смены готовая постановка будет представлена зрителям. Проект направлен на выявление у его участников уровня предметных знаний по литературе, их способности к эстетическому анализу, на развитие у них творческого мышления, способности применять умения и навыки, полученные на уроках литературы, и преобразовывать их в оригинальный продукт – сценарий литературно-драматической композиции с его последующей постановкой на сцене.

«Дизайн территорий»

Разработка элементов среды для обучения школьников в ЦО «Сириусе», тема проекта— дизайн экотропы. Экотропа — это одновременно образовательная площадка для дальнейших занятий школьников, и воспитательный материал, пропагандирующий экологичное и бережное отношение к природе. В рамках разработки дизайн-концепции школьники смогут не только отнестись к проблеме разрушительной хозяйственной деятельности человека, но и предложить комплексное решение по оформлению и трансляции ценностей сохранения уникальной природной среды края. Дизайн-проект может включать в себя элементы брендинга территорий и паблик-арта: дизайн навигации, принты для сувенирной продукции, творчески осмысленную карту территории, иллюстрации для стендов, арт-объекты и т.д.

 

 

 

  1. Лаборатория «Международные отношения»

Проектная лаборатория «Международные отношения» направлено на развитие у участников школы понимания основных тенденций мирового развития, а также углубленный экскурс в теоретическое обоснование современных мирополитических реалий. Параллельно с этим участники школы будут развивать навыки перевода, аналитического и профессиональных навыков в области международных отношений и дипломатии.

Проект

Описание

Перевод (субтитрирование, дубляж) видеоматериалов (документальное кино) на английский язык.

Проблема позициирования региона в международных отношениях будет решаться участниками за счет перевода видеофильма/видеофрагмента на английский язык. В рамках решения данной задачи участники осваивают практические навыки в области устного перевода, субтитрирования и дубляжа видеоматериалов.

«Контент-анализ и сравнительный анализ освещения в отечественных и западных СМИ Олимпийских игр в г. Сочи»

На протяжении проектной школы участники данного проекта будут заниматься анализом того, как в западной и отечественной прессе освещались Олимпийские Игры в г. Сочи-2014.Формирование навыков комплексного анализа международных материалов методами контент-анализа на основе анализа проблем позиционного восприятия международных события, ангажированности и нейтральности в вопросах их освещения.

«Проведение международной онлайн-конференции по актуальным вопросам нераспространения ядерного оружия с участием иностранных экспертов»

Участники проекта станут разработчиками и участниками онлайн-конференции с экспертами и представителями реальной международной организации, занимающейся актуальной проблематикой, связанной с нераспространением ядерного оружия (ОДВЗЯИ).

«Подготовка  аналитической справки/записки по вопросам участия и роли молодежи в международной политике для агентства «Росмолодежь»

Проект посвящен написанию аналитической записки о роли молодежи в международной политике для федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежи». Освоение базовых профессиональных компетенций дипломата-международника: формат написания аналитических записок, рекомендательных документов для органов государственной власти; введение в современной проблематику в области международных отношений.

 

 

 

  1. Лаборатория «История и обществознание»

Задача данного направления состоит в том, чтобы обнаружить современные актуальные формы культивирования исторической памяти, восстановления и формирования истории. Участники работы данного тематического направления смогут поучаствовать в формировании различных форм публичной истории, а также разного рода обсуждения и проблемных дискуссиях, относящихся к роли истории в современной жизни общества.

Проект

Описание

Журналистика (две проектные подгруппы: 1) журналистская группа; 2) редакторская группа)

Проект «Журналистика», осуществляемый совместно с журналами «Наследник» и “eRazvitie.org”, призван познакомить учащихся со способами и механизмами формирования мнений по тем или иным вопросам у конкретной читательской аудитории.

Результат проекта - номер журнала “Наследник”, представленный в виде оригинал-макета. По завершению проекта журнал будет напечатан в типографии тиражом 10000 экз. и распространен.

Разработка деловой игры “История в современной жизни” (2 проектные группы)

Участники проекта разработают и проведут деловую историческую игру, посвещенную проблеме исторической памяти в современном обществе. Тематика игры определяется совместно с учащимися, однако важным условием является взгляд на историческое событие с нескольких культурных позиций, актуальных в сегодняшнем мире.

 

 

 

  1. Лаборатория «Экономика и география»

Разработка и защита инфраструктурных проектов, актуальных для социально-экономического развития, увеличения рекреационного потенциала и привлекательности (аттрактивности) территории Черноморского побережья Кавказа, включая прилегающую горную часть (южный макросклон Главного Кавказского хребта).

Проект

Описание

«Развитие пассажирского каботажного судоходства в регионе»

Основные задачи, рассматриваемые проектной группой: Улучшение транспортной связанности (доступности) различных частей курортного побережья, используя водные виды транспорта; Снижение транспортной нагрузки на транзитные магистрали черноморского побережья (А-147, А-148, М-4) для увеличения средней скорости движения, снижения объема выбросов выхлопных газов и улучшения экологической ситуации и имиджа региона.

Планируемые результаты проекта: 1)Разработка концепции пассажирских каботажных перевозок между городами Черноморского побережья Кавказа. 2)Создание проекта нового пакетного туристического продукта, базирующегося на идее посещения за время отпуска 3-5 курортов Черноморского побережья с организованным морским перемещением между ними. 3)Предложение по созданию плавучих отелей.

Оптимизация работы секторов ЖКХ связанных со сбором/ сортировкой/переработкой мусора, очисткой канализационных стоков (2 проектные подгруппы: 1)исследователи аналитики, разработчики проектных предложений; 2) популяризаторы, разработчики настольной игры)

Проект посвящен решению одного из аспектов программы создания на Черноморском побережье эколого-ориентированной курортной зоны, опережающего развития, базирующейся на современных технологиях утилизации мусора и очистки сточных вод.

Планируемые результаты проекта:

1) Предложение и экономическое обоснование создания сети мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий на исследуемой территории.

2) Предложения по оптимизации очистки и возврата сточных вод.

3) Разработка настольной дидактической игры с карточками, имитирующей модель взаимодействия секторов ЖКХ. Игра позволит ближе познакомиться с проектом стороннему наблюдателю.

«Оптимизация рекреационной нагрузки в регионе. Создание условий для развития внесезонного горного рекреационного кластера»

Оптимизация рекреационной нагрузки на территорию Черноморского Побережья Кавказа путем создания и продвижения на туристическом рынке полноценного горного рекреационного кластера.

Формирование имиджа курорта предоставляющего возможности для разнообразной рекреационной активности ориентированной на широкие социально-возрастные группы населения.

Планируемые результаты проекта:

- Разработка плана маршрутов, презентация модели связанной сети туристских троп, в том числе соединяющих различные районы побережья

-Предложения по оптимизации работы пассажирского транспорта на маршрутах, ведущих в удаленные поселки, в верхних частях горных долин.

- Предложения по созданию эколого-ориентированных объектов туристической инфраструктуры (визит-центры), пешеходные мосты, смотровые площадки, мини-отели, в том числе отели без стен и т.п.

- Предложения по упрощению пропускного режима в пограничную зону курорта и на территории особо охраняемых природных объектов.

 

Семинар для учителей

С 10 по 14 августа 2016 года Фонд «Талант и успех» в рамках проектной смены для школьников проводит семинар: «Коллективная проектная деятельность школьников»
 

Продолжительность семинара: 5 дней (56 часов).

Место проведения семинаров: г. Сочи (Адлерский район), Олимпийский проспект, 1, Научный парк «Сириус».

Место размещения проживающих на территории Фонда «Талант и успех»: Адлерский район, ул. Парусная, д. 10 (Апарт-отель Имеретинский).

Возможно самостоятельное размещение.

По итогам программы пятидневного семинара участники получают удостоверение о повышении квалификации в объеме 56 часов.

Целевая аудитория: руководители и специалисты органов управления образованием, институтов развития образования, руководители образовательных организаций и педагоги среднего общего и дополнительного образования, ориентированные на организацию и сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях инфраструктуры современной школы, а также преподаватели организаций высшего профессионального образования, осуществляющие довузовскую профильную подготовку одаренных школьников и профориентационную работу.

 

Цель проведения семинара – распространение опыта проектирования и реализации инновационных образовательных технологий, способствующих интеллектуальному саморазвитию учащихся школы и определению их личной образовательной и профессиональной траектории.

 

Задачи семинара:

  • формирование у педагогов представления об организации проектной деятельности школьников в формате выездной проектной школы и на протяжении годичного учебного цикла;
  • повышение уровня методического мастерства педагогов, осуществляющих подготовку школьников к участию в конкурсах исследовательских работ и проектов разного уровня;
  • освоение практико-ориентированных интерактивных форм и инструментов обучения школьников по актуальным направлениям науки, техники и технологий.

 

Программа семинара ориентирована на руководителей и специалистов органов управления образованием, институтов развития образования, руководителей образовательных организаций и педагогов, стремящихся сформировать развивающую образовательную междисциплинарную среду для мотивированных учащихся и обеспечить условия для организации исследовательской и проектной деятельности школьников по актуальным направлениям науки, техники и экономики.

Ведущие педагоги МГУ им. М.В.Ломоносова и сотрудники Школы-интерната МГУ для одаренных детей представят методики и технологии работы со школьниками в проектно-исследовательских мастерских, организуют для слушателей дискуссионные площадки и игровые сессии, а также пригласят участников семинара в проектные мастерские для подготовки и реализации собственного педагогического проекта.

Участникам семинара будет предоставлена возможность подготовить презентацию собственного индивидуального или коллективного педагогического проекта, получить квалифицированную экспертную оценку и продолжить работу над его реализацией в условиях родного города, региона.

1 день  Теоретические и практические основы проектной и исследовательской деятельности, методические аспекты организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников;

 2 день – Включённое наблюдение – присутствие и участие в занятиях на проектных площадках Центра «Сириус» при участии педагогов Школы-интерната МГУ для одаренных детей, знакомство с практикой создания ученических проектов «от идеи до реализации» по пяти направлениям:

  • Информационно-математическое;
  • Общественно-экономическое;
  •  Гуманитарное;
  • Естественнонаучное;
  • Инженерное.

Знакомство со спецификой организации разных типов проектов: инженерные, исследовательские, гуманитарные, инфраструктурные проекты.

3 день Включённое наблюдение – присутствие и участие в занятиях на проектных площадках Центра «Сириус».

Особенности метапредметного образования, разбор материала на основе метапредмета «Проблема».

4 день –  знакомство с формами диагностики учащихся, реализующих проектную и исследовательскую деятельность. Использование интерактивных образовательных форматов, основы проектирования деловых и образовательных игр.

Подготовка собственного педагогического проекта через практику погружения в среду проектной деятельности школьников на площадках Научного парка «Сириус»

5 деньособенности составления индивидуальных образовательных маршрутов. Презентация концепции индивидуального или группового педагогического проекта на основе полученных теоретических представлений в ходе семинара и с опорой на полученный опыт на проектных площадках Центра «Сириус».

 

В семинаре примут участие:

Громыко Антонина Юрьевна - руководитель образовательной программы Проектной школы, руководитель проектного офиса школы-интерната при МГУ им. М.В. Ломоносова;

Молодых Юрий Олегович - методист школы-интерната МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Центра проектной деятельности по взаимодействию с партнерами (Московский политехнический университет);

Макарова Ксения Андреевна – методист школы-интерната МГУ им. М.В. Ломоносова, координатор рабочей группы НТИ «Кружковое движение»;

Лазарев Александр Сергеевич - методист школы-интерната МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель директора по проектной работе;

Панин Олег Михайлович - управляющий партнер в Pre.inc-Преинкубатор, преподаватель Проектной школы;

Шлыкова Светлана Александровна - руководитель тьюторской службы школы – интерната МГУ им. М.В. Ломоносова;

Жилинская Алиса Викторовна – руководитель диагностической службы школы – интерната МГУ им. М.В. Ломоносова;

Рогачев Антон Александрович – научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий инженер лаборатории аэроксмической инженерии МГУ им. М.В. Ломоносова;

Андрюшков Андрей Александрович – директор центра по работе с талантливыми школьниками (Московский политехнический университет)

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СЕМИНАРА

« Коллективная проектная деятельность школьников »

10 .08 – 14.08. 2016

 

Первый день – 10.08.2016

Тема дня. Основы ведения проектной деятельности со школьниками

08.30 – 09.15

Регистрация участников, Парусная ,10

09.15

Переезд в Парк науки и искусства «Сириус», Олимпийский проспект, 1

09.30-10.00

Организационная встреча

10.00 – 11.30

Лекция. Понятийный аппарат проекта. Основы методологии проектной деятельности

11.40– 13.10

Лекция. Этапы ведения проекта. Сценирование проекта.

13.30 – 14.30

Обед

14.30 – 16.00

Лекция. Замысел проекта. Постановка проблемы, цели и задач проекта. Управление групповой динамикой.

Распределение по направлениям.

16.15

Отъезд в Центр «Сириус» . Знакомство с образовательной деятельностью Центра «Сириус»

17.30-19.00

Экскурсия в Олимпийский парк с посещением олимпийских объектов.

19.00-19.30

Ужин

 

Второй день – 11.08.2016

Тема дня. Специфика организации проектной деятельности. Инженерные, исследовательские, гуманитарные, инфраструктурные проекты: общие черты и различия

9.30. – 11.00

Включённое наблюдение – присутствие и участие в занятиях проектной школы

11.10 – 12.40

Включённое наблюдение – присутствие и участие в занятиях проектной школы

13.00 – 14.00

Посещение мастерских и лабораторий Научного парка «Сириус».

14.00 – 15.00

Обед

15.00 – 16.30

Лекция. Формирование единой проектной программы. Постановка задачи по подготовке педагогического проекта

16.40– 18.10

Лекция. Особенности организации инженерных проектов. Формирование взаимовыгодного партнерства компаний и проектных команд.

18.10 – 20.00

Самостоятельная работа по подготовке педагогического проекта.

19.00-19.30

Ужин

Третий день – 12.08.2016, пятница

Тема дня. Метапредметы как инструмент развития навыков и компетенций

9.30. – 13.00

Включённое наблюдение – присутствие и участие в занятиях проектной школы

13.00 – 14.00

Посещение мастерских и лабораторий Научного парка «Сириус».

14.00 – 15.00

Обед

15.00 – 16.30

Лекция. Метапредметный подход в образовании

16.40– 18.10

Лекция. Метапредмет «Проблема», вопросы самоопределения в курсах гуманитарного цикла

18.10 – 20.00

Самостоятельная работа по подготовке педагогического проекта.

19.00-19.30

Ужин

   

Четвертый день – 13.08.2016, суббота

Тема дня. .Интерактивные образовательные форматы

9.30 – 11.00

Лекция: Формы диагностики учащихся в деятельностном подходе

11.10 – 13.30

Знакомство с практикой создания школьных проектов на площадках лабораторий и мастерских Научного парка «Сириус».

13.30 – 14.30

Обед

14.30 – 16.30

Лекция. Игропрактика. Создание образовательных и деловых игровых моделей

16.40 – 19.00

Самостоятельная работа. Индивидуальная/групповая по разработке концепции педагогического проекта.

19.00-19.30

Ужин

Пятый день –14.08.2016, воскресенье

Тема дня. Презентация педагогических проектов

9.30. – 11.00

Лекция: Индивидуализация образовательных маршрутов учащихся, организация тьюторского сопровождения.

11.00– 14.00

Подготовка презентаций педагогических проектов

14.00 – 15.00

Обед

15.00 – 18.00

Презентации проектов экспертам. Получение комментариев по доработке программ.

16.40– 18.00

Консультации

18.00 – 19.00

Итоговая рефлексия. Вручение удостоверений о повышении квалификации

19.00-19.30

Ужин

 

Условия участия в семинаре

Стоимость участия в семинаре – 2 000 руб.

Для участия в обучающем семинаре необходимо направить заполненную регистрационную форму (прилагается) и справку с места работы, заверенную администрацией учреждения, на электронную почту

sirius-pk@talantiuspeh.ru .

В случае безналичного расчета справка с места работы не требуется. Для оформления договора необходимы реквизиты предприятия (паспорт учреждения).

Заявки принимаются до 7 августа 2016 года

Проживание на территории Фонда «Талант и успех»: ул. Парусная 10 (15 минут ходьбы от Научного парка «Сириус», Олимпийского парка и моря). Стоимость 3х-местного размещения в апартаментах (спальная и гостиная комната с кухонной мебелью, электрическими приборами, посудой, холодильником, также балкон и ванная комната) 2800 рублей в сутки с человека.

В одноместном номере (комната-студия) - 5 600 рублей.

Питание за наличный расчет в столовой Научного парка «Сириус».

Возможно самостоятельное размещение.

По вопросам участия в семинаре просьба обращаться на электронную почту sirius-pk@talantiuspeh.ru  и по телефонам:

8 (964) 949 08 91; 8 (962) 882 59 62.

Скачать регистрационную форму

Итоги смены

Проектно-образовательная школа (далее - «Школа»), которая состоялась в период с 28 июля по 18 августа 2016 г. в Образовательном центре «Сириус» (далее - ОЦ «Сириус»), являлась вторым этапом отбора в Школу-интернат для одаренных детей (далее - «Школа- интернат»). Участниками Школы стали 250 детей, которые успешно прошли первый этап отбора, продемонстрировав наиболее высокие результаты по итогам предметных тестирований.

Научными консультантами образовательной программы смены выступили:

Леонтович А.В., к. психол. н., ведущий научный сотрудник ИИДСВ РАО, Председатель ООД «Исследователь», член Общественного совета Минобрнауки России.

Глазунова О.И., канд. психол. н., окончила факультет психологии и аспирантуру психологического факультета МГУ, работала заместителем директора ГБНУ НИИ ИСРОО, руководила сетью экспериментальных школ Москвы по вопросам формирования технологий диагностики и развития способностей обучающихся.

Кларин М.В., д.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, профессор кафедры управления проектами Института менеджмента МГПУ

Курнешова Л.Е., д.п.н., член-корреспондент РАО, советник при ректорате ГАОУ ВО МИОО

Слободчиков В.И., д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАО, состоит в отделении философии образования и теоретической педагогики, президент Российской макаренковской ассоциации.

Партнеры образовательной программы:

Компания «СкаНэкс» - лидер в сфере спутникового мониторинга.

Компания «Спутникс» (ООО Спутниковые инновационные космические системы) - российская частная компания-производитель высокотехнологичных спутниковых компонент и технологий для малых космических аппаратов.

Московский политехнический университет

Компания «Playtronica» - организация интерактивных пространств, направленных на взаимодействие человека со звуковой средой.

Журнал «Наследник»

и др.

Основная задача Школы состояла в том, чтобы выявить детей, обладающих высоким уровнем предметных знаний, хорошей обучаемостью и проявляющих заинтересованность и склонность к участию в проектной деятельности.

Для эффективной реализации задач Школы педагогическим коллективом была разработана инновационная образовательная модель, которая позволила учащимся попробовать себя в различных форматах учебной, исследовательской и проектной деятельности. Образовательная модель Школы по отбору во многом соответствовала модели организации работы в Школе-интернате, что позволило учащимся осваивать учебный материал на углубленном уровне, а взрослым оценить школьников в ходе учебного процесса, а также привить им общие нормы ведения проектной деятельности, сформировать представления об актуальных проблемах, требующих решения.

Для оценки склонности детей к участию в проектной деятельности и выявления уровня их способностей и компетенций методической командой Школы была разработана специализированная многоступенчатая система оценки учащихся (Система диагностики и оценки учащихся в Школе). Данная диагностика в комплексе с тестированием предметных знаний учащихся позволяет выявить способности учащихся, необходимые для участия в проектной деятельности:

1) мыслительно­- интеллектуальные;

2) коммуникативные;

3) способности индивидуального и коллективного действия;

4) личностные компетентности.

Обучение в Школе велось по пяти основным профилям: гуманитарному, социально-­экономическому, математическому, естественно-научному и инженерному, которые соответствуют профилям обучения в Школе-интернате. В каждом профиле учатся 50 школьников. Каждый профиль делится на два тематических направления по 25 человек, что соответствует количественному составу отряда, организованного в ОЦ «Сириус». Участники в отрядах реализуют проекты по различной тематике, соответствующие теме профиля.

В работе тематического направления задействованы три педагога и один педагог-модератор, отвечающий в том числе и за диагностику обозначенных выше способностей учащихся.

В каждом тематическом направлении основное время образовательного процесса посвящено работе над проектами в малых проектных группах по 5-7 человек. Работа над проектами во всех профилях и во всех тематических направлениях велось в едином формате, все учащиеся проходили через следующие этапы в деятельности вне зависимости от типа и темы проектов:

1.      создание замысла проекта, включающее анализ ситуации, постановку проблемы, постановку целей и задач, планирование деятельности.

2.      реализация проекта, - конкретное воплощение поставленных целей, получение продукта.

3.      представление результатов проекта, включая оформление и осмысление результатов, а также участие в выставке и представление результатов внешним экспертам.

Для каждого из этапов работы был предусмотрен определенный продукт и набор задач, которые должны были быть решены участниками Школы. Основу методологии проектной работы составляло то, что проект должен начинаться с проблемы, которую ребенок ставит вместе со взрослым. Проект - это ограниченное по времени намерение создать уникальный продукт, услугу или результат. В конечном итоге проект должен был быть средством решения выявленной социокультурной, естественно-научной, или инженерной проблемы.

Помимо проектной деятельности, образовательный процесс включал в себя учебные тематические модули. Всего было предусмотрено по три учебных модуля в каждом тематическом направлении. Учебные модули представляли собой двух-трехдневные занятия, посвященные тематике проектов, над которыми работали учащиеся в профилях. Причина включения модулей в программу Школы - отработка педагогическим коллективом формата модульной системы, поддерживающей проектную деятельность, что является важным элементом подготовки коллектива к началу работы Школы-интерната в сентябре. Модули были направлены на решение следующих задач:

1.      передать учащимся общее представление о той отрасли, области, теме, с которой они работают (например, о перспективах развития современной космонавтики);

2.      передать учащимся общие методологические представления, необходимые для решения всего класса задач, связанных с проектами направления (например, осуществить введение в методологию математики);

3.      передать учащимся углубленные предметные знания, необходимые для реализации проектов направления (например, основы программирования, стратегии перевода);

4.      сформировать у учащихся общие межпредметные и метапредметные компетенции на основе предметного материала проектов (например, в процессе формирования бизнес-плана инфраструктурного проекта обучить основам создания схем).

Образовательная программа тематического направления содержит концепцию, цели и задачи работы направления, основные проекты и образовательный сценарий работы по данным проектам, программу трех образовательных модулей.

Обучение в Школе проводилось по 10 тематическим направлениям по два на каждый образовательный профиль.

Инженерный профиль:

- направление «Космос»;

- направление «Робототехника»;

Естественно-научный профиль:

- направление «Биология»;

- направление «Физика и химия»;

Математический профиль:

- направление «Программирование»;

- направление «Геоинфморатика»;

Гуманитарный профиль:

- направление «Искусство»;

- направление «Международные отношения»;

Социально-экономический профиль:

- направление «История и обществознание»;

- направление «География и экономика».

 

Следует отметить, что данная школа была направлена не только на отбор учащихся, демонстрирующих наиболее высокий уровень предметных знаний и развития базовых способностей, но и на реализацию инновационных образовательных технологий, которые, как предполагается, способны дать участникам Школы толчок к собственному развитию и определению личной образовательной траектории.

Для того, чтобы обеспечить единое пространство творчества, разнообразить жизнь участников школы, сформировать атмосферу сотрудничества и развития, а также обеспечить эффективную работу, планировалась воспитательная программа школы. Воспитательная программа представляла собой план мероприятий за рамками образовательной программы Школы, встроенный в общую программу Образовательного центра «Сириус». Программа основывалась на общих ценностных установках и предполагала, как мероприятия собственно от ОЦ «Сириус», так и независимые форматы, подготовленные педагогами Школы. В реализацию воспитательной программы были вовлечены воспитатели, модераторы и вожатые и основные педагоги школы.

Воспитательная программа Проектно-образовательной школы представляла собой набор мероприятий за рамками образовательного процесса, направленных на формирование единой детско-взрослой общности между учащимися и педагогами школы.

Воспитательная программа решала три основные задачи:

  •     организация отдыха и досуга участников, в свободное от образовательной программы время;
  •    личностное развитие учащихся, формирование ценностных установок;
  •    формирование единого коллектива взрослых и детей, объединенного на основании общих целей.

Для решения поставленных задач педагогическим коллективом был составлен план мероприятий, проходящих в вечернее время, а также разработан ряд форматов, направленных на расширение кругозора одаренных школьников. Помимо школьников участие в мероприятиях воспитательной программы принимали педагоги-диагносты, или модераторы, вожатые, а также, по желанию, остальные члены педагогического состава школы. Запланированный комплекс занятий рассчитан на разное количество и состав участников.

Форматы, рассчитанные на отряд:

-    настольные игры;

-    совместные командные игры (игры на комадообразование, игры на рефлексию);

-    совместные конкурсы, например, на изобретательство по технике Google;

-    творческие мастерские;

-    форматы, рассчитанные на знакомство между отрядами в дни заезда.

-    форматы, рассчитанные на добровольное участие всех желающих:

-    интеллектуальные командные игры «Что? где? когда?», «Пентагон», «Азбука»;

-    образовательные соревнования и конкурсы («межпредметные бои»);

-    просмотр фильмов и их обсуждение;

-    вечер поэзии/песенный вечер;

-    спортивные турниры;

Общие мероприятия:

•    церемонии открытия и закрытия школы;

•    спектакль преподавателей и вожатых;

•    представления участников школы.

Необходимость решения задачи по сплочению коллектива и необходимость транслированию определенной ценностной программы связана с тем, что реализация норм и принципов проектной деятельности возможна только при условии того, что человек осознает личную заинтересованность в реализации того дела, в котором он участвует. Основные мировоззренческие вопросы, которые учащиеся могут обсуждать совместно с педагогами, модераторами и вожатыми - это вопросы самореализации, личностного развития, вклада в развитие своего общества и государства. Следует отметить, что данный аспект воспитательной программы реализуется только при личном запросе учащихся; ни в коем случае не осуществляется индоктринация учащихся, или трансляция одной, единственно верной, по мнению взрослых, точки зрения. Напротив, обсуждение мировоззренческих проблем и вопросов осуществляется в проблемном подходе, через обсуждение различных позиций и альтернатив с тем, чтобы задать пространство для личного самоопределения ребенка.

Уникальность воспитательных задач данной школы связана с ее соревновательным характером: все участники конкурируют за ограниченное количество мест в Школе- интернате. Перед педагогическим коллективом стояла задача нивелировать психологически сложные моменты и обеспечить формирование дружелюбной среды, атмосферы взаимного сотрудничества. Педагогический коллектив школы был заинтересован не только в том, чтобы произвести отбор учащихся, но и в том, чтобы обеспечить развитие способностей всех участников школы. Преодоление подобных сложностей обеспечивалось благодаря разнообразным формам поддержки учащихся до, во время и за рамками школы. Основные из них:

-  ежедневная рефлексия. Ежедневная рефлексия представляла собой обсуждение основных результатов дня отрядом при участии вожатых и педагогов. Рефлексия проходила исключительно в форме обмена впечатлениями, включала обсуждение сложных вопросов и проблем, которые затрагивались в течение дня. Проводилась по мере необходимости.

-  собеседование в конце работы Проектно-образовательной школы. Индивидуальное собеседование проводилось для того, чтобы помочь участнику школы сформулировать основные направления собственного дальнейшего развития и роста, определить приоритетные задачи и цели работы по итогам проектно-образовательной школы.

 

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!