
На программах в Образовательном центре «Сириус» хореограф Майя Вдовиченко работает с фигуристами над теми компонентами, которые неизменно помогают им побеждать. В зале спортсмены осваивают танцевальные связки и композиции, на льду — трудятся над музыкальными акцентами, образом и эмоциями.
По призванию души
Увлечение Майи Вдовиченко хореографией началось в раннем детстве с танцевального кружка в городе Дивногорске. Когда девочке было девять лет, мама услышала по радио о наборе детей в Красноярское хореографическое училище. Решили рискнуть — и не прогадали: маленькая Майя успешно прошла сложный отбор.
Спустя три года Майя с семьёй переехала в Пермь. В то время она уже твёрдо решила связать свою жизнь с танцами. Поэтому перед ней даже не стоял вопрос, куда идти учиться: девушка выбрала Пермское государственное хореографическое училище, которое входит в тройку сильнейших классических хореографических школ России и продолжает традиции петербургского балета. После окончания училища Майя получила приглашение на работу в Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Вскоре из-за травм театр пришлось оставить, однако бросать любимое дело Майя не собиралась. Вместе с коллегой она организовала танцевально-акробатический дуэт, также ей предложили попробовать себя хореографом в фигурном катании:
«Сначала я работала с танцевальными парами, позже перешла к одиночникам. Попала в группу заслуженного тренера России по фигурному катанию Валентине Фёдоровне Тюковой, с которой проработала пять лет и узнала для себя много интересного и полезного. В числе моих учеников были кандидаты в мастера спорта Эдуард Куштанов и Екатерина Куклина, чемпионы мира среди юниоров Константин Безматерных и Ксения Красильникова. В то время я ещё сама была действующей танцовщицей. Мы с партнёром постоянно крутили разные поддержки, которые потом с ребятами на занятиях пробовали».
Мечта на берегу моря
В 2020 году Майя встречала Новый год в Сириусе. Впервые оказавшись в южном городе, она почувствовала себя в новогодней сказке. Однажды, прогуливаясь около Образовательного центра, девушка подумала: здесь же занимаются талантливые дети, вот бы хоть раз попасть туда и посмотреть, как это всё происходит. Майя даже откликнулась на вакансию хореографа в Сириусе, но не успела всего на один день: уже взяли другого человека. Значит, не суждено, подумала она и уехала домой. Но у судьбы были свои планы на этот счёт. Не зря любимая цитата Майи из романа Булгакова: «Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться». В 2024 году раздался звонок из Сириуса и её пригласили преподавать хореографию молодым фигуристам:
«У меня до этого был опыт работы со взрослыми спортсменами, но работа с детьми — это совершенно другое. Очень здорово оказаться среди начинающих фигуристов, которые смотрят горящими глазами, готовы работать, познавать что-то новое и идти к своей цели. Я и сама в Сириусе каждый раз чему-то учусь, набираюсь опыта у мастеров, которые сюда приезжают: Елены Анатольевны Чайковской, Алексея Евгеньевича Урманова. Бывает, одна их фраза, сказанная ребёнку на льду, меняет моё восприятие на 360 градусов. После такого я возвращаюсь домой, на занятия к детям, и понимаю, как поменять подачу, подход, какие слова найти».
Всё начинается в зале
На вопрос, что же первостепенно в фигурном катании — классическая хореография или прыжковая техника, Майя Аркадьевна задумывается. В этом сложнокоординационном виде спорта всё взаимосвязано: техника, плавность, образ, музыкальность, эмоции. На уроках хореографии спортсмены учатся держать корпус, ставить в позиции руки и ноги, слушать и понимать музыку, чувствовать образ. Всё это нужно фигуристам, чтобы выйти и исполнить программу красиво и качественно. Именно это хореограф и пытается донести на занятиях до своих воспитанников:
«Сначала все элементы отрабатываются в зале у станка. После чего занятия переносятся на лёд, где продолжается работа над программой. У одиночников в приоритете красивые элементы, с ровной спиной, изящными руками и дотянутым носком. В паре главное синхронность: ребята работают над поворотом, учатся следить друг за другом, чтобы тот, кто сзади, видел и подстраивался под партнёра впереди. Отдельное внимание уделяется образу. Если тренер выбрал жёсткую музыку, типа композиции “В пещере горного короля” Эдварда Грига, всё должно быть стилизованно: позы, характер, взгляд. Иначе бывает так: девочка катает образ Маргариты под “Бал Воланда”, а сама такая нежная-нежная, фильм не смотрела, героиню не знает, как же она передаст её дерзкий образ».
Конечно, за один раз поставить программу или проработать элементы можно только с профессиональными спортсменами. Для молодых фигуристов — это долгая и накопительная работа, которая со временем складывается в опыт и удачные выступления. Зато потом педагогу очень приятно видеть плоды своей работы в высоких результатах спортсменов. Так, в Сириусе Майя Аркадьевна встретила ребят из своего родного города Перми, с которыми она занималась ещё лет десять назад. Сейчас на программе в Образовательном центре хореограф работала со взрослыми и успешными фигуристами.